Игорь, который не пропускает
Он пришел из «Спартака», и его обожают в Питере.
Игорь Шестеркин начинал в клубе, у которого не было главной команды
История появления Игоря Шестеркина в хоккее проста, как соперники СКА в этом сезоне. Как известно, большинство будущих звезд попадают в спорт через дружбу – это когда твой товарищ идет в секцию, а ты с ним за компанию. Через несколько лет тот, кто пошел за компанию, раздает пачками интервью, а главный участник акции «Приведи друга» теряется в жизненной рутине. В случае с Игорем – это был сосед, который увлек будущего вратаря СКА и его родителей игрой, и семья Шестеркиных связалась с «Крыльями Советов» – тогда школа еще была при главной команде в суперлиге, но чем Игорь становился старше, тем от клуба оставалось все больше крыльев и все меньше советов. К выпуску Шестеркина из ДЮСШ главной команды не было ни в каком виде.
И да, у любого хоккейного вратаря есть обязательная программная история, как он мог стать полевым игроком, но принял важное решение – и жизнь поехала по нужной ветке. У Шестеркина она не самая типичная: через год после прихода в школу, когда началось разделение на амплуа, Игорь сразу согласился встать в ворота – ему это нравилось. Только вот уже в более осознанном возрасте, когда в «Крыльях»-95 кроме него голкиперов не было (один тащил партнеров на протяжении пары сезонов), Игорь попросился «в поле». Психанул немного, но тренер – Евгений Полеев – успокоил парня, помог приобрести новую вратарскую форму. Так история сохранила Шестеркина для СКА и сборных России, хотя атакующие желания в нем не убила, но об этом позже.
В «Спартак» попал совершенно случайно
Все и так в курсе, что «Ярмарка талантов» драфт юниоров в КХЛ – это довольно странное событие и по смыслу, и по организации. Но пример Шестеркина показывает, что эта процедура могла бы иметь интригу и вызывать определенный интерес, относись клубные селекционеры и генменеджеры к своей работе также ответственно, как это делают за океаном.
Ну вот на секундочку: Игоря Шестеркина, кандидата на пост основного в юниорской сборной России U18, не привязанного ни к одному клубу КХЛ, забирают с драфта-2012 только во втором раунде под общим 43-м номером. То есть пока генменеджеры выбирали своих же воспитанников и дальновидно бронировали права на таких парней, как Томаш Гертл, Расмус Ристолайнен, Радек Факса и Рикард Раккель, Шестеркин сидел и скучал. При этом в первом раунде спокойно ушли три малоизвестных сейчас воспитанника «Крыльев Советов», но вратарь был невостребован.
И можно бы похвалить представителей «Спартака» за такое умное и здравое решение (Игорь – их первый выбор на том драфте), но в итоге стало понятно, что и это, по сути, тоже случайность. Спустя несколько минут после драфта Шестеркина москвичи выбрали заранее обреченных на защиту игроков (и, естественно, их защитили родные клубы), а потом красно-белые и вовсе умудрились назвать хоккеиста, права на которого уже ушли. Аплодисменты.
В общем, теоретически Игорь мог оказаться в системе СКА гораздо раньше, но питерские представители, выбиравшие, кстати, первыми на драфте, проявили себя теми еще специалистами. Главная звезда того драфта – первый номер Денис Александров – так и застрял в «СКА-Неве», ни разу не сыграв за главную команду, да и вообще все выбранные тогда армейцами хоккеисты в сумме провели в КХЛ только один матч.
Умеет забивать голы
В молодежном «Спартаке» у 16-летнего вратаря дела сразу пошли неплохо – конечно, вызовы в юниорскую сборную крали игровое время в МХЛ, но в таком возрасте это, пожалуй, даже лучше – через международные турниры проще попасть скаутам на заметку. При дефиците времени в молодежной команде и двух конкурентах в воротах, старше Шестеркина на два года, он проявил себя неплохо – провел 15 матчей с лучшей статистикой в регулярке и довел красно-белых до финала Кубка Харламова.
Шестеркин – конечно, одна из главных звезд, которую выпустила МХЛ, но все-таки в первую очередь вспоминаются не его сумасшедшие спасения, а гол в ворота австрийского «Ред Булла» в одном из матчей регулярки.
Игорь потом признался, что у него давно было желание забить гол – за несколько месяцев до того он пробовал этот трюк на юниорском чемпионате мира-2013, но в итоге там вышла голевая передача. Шестеркин, кстати, осуществил не только свою мечту – тренер МХК «Спартак» Олег Браташ, сам в прошлом голкипер, радовался этой шайбе как собственной.
В МХЛ за него приходилось платить
Поколения игроков, что постарше и давно уже закончили играть, постоянно любят акцентировать внимание на зарплатах современных молодых хоккеистов – мол, «а мы-то за идею играли». Шестеркин – наглядный пример того, что молодежь в первую очередь любит хоккей. Да и сложно любить деньги, когда ты игрок системы «Спартака» начала 10-х годов, и просто не всегда помнишь, как они выглядят.
Когда Игорь уже полноценно дебютировал в КХЛ в начале 2014 года, и сыграл свои первые матчи, ему пришло приглашение на Кубок вызова – аналог Матча звезд в МХЛ. Шестеркин мог бы отказаться – во-первых, статус уже заигранного в главной российской лиге, а во-вторых, отсутствие у «Спартака» денег даже на перелет в Нижний Новгород, где и проводилась игра Восток vs Запад. Ни собственная гордость, ни бедность клуба Игоря не остановили – он сам собирался оплатить дорогу, но, к счастью, это на себя в итоге взяла Молодежная лига, не допустив позора. Шестеркин тогда взял реванш у Востока за прошлогоднее поражение, и был очень доволен.
Второй случай – это уже не благородство Шестеркина, а его импульсивность. Показывать жесты Эффенберга болельщикам «Красной армии» даже после пропущенной шайбы в овертайме шестого матча финала Кубка Харламова – не самая умная мысль. Особенно когда твой клуб – банкрот, у которого больше нет команды в КХЛ. Естественно, лига дисквалифицировала Шестеркина на решающий матч финальной серии и оштрафовала на 40 тысяч рублей. Но оплату этой суммы на себя взяло объединение фанатов «Фратрия» – они в тот момент были явно состоятельнее, чем их любимый хоккейный клуб.
Кстати, именно спартаковские болельщики по ходу того плей-офф МХЛ как-то помогали команде, выплачивая «призовые» за выход в каждый раунд от себя. И ведь хоккеисты Браташа на хлебе, воде и спартаковском духе стали тогда чемпионами.
Мог оказаться в «Автомобилисте» или «Локомотиве»
Игорь – участник самого массового перехода в истории лиги: летом 2014 года СКА выкупил права на 14 игроков уже несуществующего в КХЛ «Спартака», что подавалось питерцами и лигой как спасение безработных хоккеистов, а всеми воспринималось как очередное развлечение питерских олигархов. Самое любопытное, что сам Шестеркин перед этим уже обо всем договорился с генменеджером «Автомобилиста» Леонидом Вайсфельдом и вовсю готовился отнимать игровое время у Якуба Коваржа. Было предложение и из Ярославля, куда звал бывший тренер МХК «Спартак» Олег Браташ.
Подобная ситуация с невольным переездом в Питер явно не вписывалась в планы вратаря, а потому он отметился серией довольно резких по меркам миролюбивой лиги высказываний: «Свитер СКА? Меня свитер с надписью «Россия» вполне устраивает» («Советский спорт»), «Я до сих пор считаю себя спартаковцем» (Fanat1k.ru), «В принципе, очень тяжело пробиться, я не спорю, и я был бы рад обмену» («Р-Спорт»). Но, конечно, больше всех запомнилась эта цитата воспитанника «Крыльев» и экс-игрока «Спартака» из того же интервью «Совспорту»: «К сожалению, куда я ни прихожу, там вскоре все рушится. Сейчас посмотрим, что с Питером будет».
Казалось, что обмен разговорчивого вратаря неизбежен – в СКА хватало (а если честно, был перебор) куда менее импульсивных голкиперов, но в итоге же меняли кого угодно, только не молодого спартаковца. Главный тренер армейцев Вячеслав Быков вообще не обращал никакого внимания на такие интервью, лишь отмечал, что Шестеркин сыроват, но свой шанс он получит. И за это его, конечно, стоит поблагодарить.
Кстати, из того красно-белого списка, что дружно перешел в СКА, в клубе заиграл один Шестеркин (большинство маются по ВХЛ или завершили карьеры – например, Артем Батрак стал комментатором КХЛ ТВ). И невольно закрадывается мысль, что вся эта оптовая закупка производилась только ради него.
К 19 годам в его карьере было четыре финала и два кубка
Странно, конечно, но Шестеркин практически не мелькал в сборных своих возрастов до появления в «Спартаке». Но едва его начинали просматривать в национальных командах, он становился первым номером. Так было, например, в сборной U18 Игоря Кравчука, которой совсем немного не хватило до медали: тогда в Сочи только в серии полуфинальных буллитов США, за которую выступал Джек Айкел, не дали Шестеркину зарубиться за золото с канадцами, которыми уже рулил Макдэвид. Финны же днем позже вообще оставили Россию без медалей.
Шестеркин, кстати, взял реванш у Айкела чуть позже – в январе 2015-го, отправив его прямиком домой после четвертьфинала МЧМ. Тогда он взял 39 бросков из 41 – этого было достаточно. И с командой Макдэвида Игорь в финале все-таки встретился, но чем это закончилось – мы помним, хотя к вратарю претензий за тот турнир меньше всего, конечно.
Он на том турнире выглядел сильнее Сорокина, с которым, кстати, дружит еще со сборов на первых юниорских турнирах.
Лучше остальных Игорь проявил себя и во внутреннем молодежном первенстве – поэтому так рано подключился к работе в Континентальной лиге. Три неполных сезона Шестеркин провел в МХЛ, но каждый раз в плей-офф входил как основной вратарь и доводил свои команды до финала – и вот тут уж никаких совпадений. Третий раз он сделал это уже со СКА-1946 – и забавно, что в тот апрель он едва не взял сразу два трофея – формально Кубок Гагарина (он уже был заявлен и заигран за питерцев) и реально Кубок Харламова. Но «Чайка» в финале МХЛ не позволила, а с «Ак Барсом» СКА справился – заочный титул у Игоря есть.
Прошел всю вертикаль КХЛ
По факту, у Шестеркина нет никаких заслуг только на уровне ВХЛ, куда его периодически спускали армейцы – сначала в «СКА-Карелию», а затем в «СКА-Неву». Но не стоит думать, что Игорь как-то раздосадован этим фактом – там он получал ровно столько необходимой практики, сколько надо было, чтобы вернуться обратно в главную команду. Его статистика (95,4% отраженных бросков, коэффициент надежности – 1,19) также намекает на то, что этот уровень вратарь перерос.
Шестеркина хорошо бы вообще сделать лицом КХЛ – мало того, что он наглядный пример, как за несколько сезонов задрафтованный парень может зарекомендовать себя на всех уровнях и стать основным в самом богатом клубе, так еще и дебют 18-летнего Игоря в лиге пришелся на такой сомнительный турнир как Кубок Надежды, где красно-белые коротали время до отпуска. Кажется, во всех акциях проекта Александра Медведева он поучаствовал – разве что на Матч звезд КХЛ не ездил (но этот сезон должен исправить ситуацию).
В общем, неудивительно, что во времена банкротства главного спонсора «Спартака» права на Шестеркина (ну хорошо, и других молодых игроков) беспрецедентно приобрела сама лига. Интересно все-таки, сколько КХЛ получила (и получила ли) за продажу прав на Шестеркина СКА.
В СКА – рекорд, в «Спартаке» – антирекорд
Самое неприятное время в карьере Шестеркина – 19 поражений подряд в составе бедствующего «Спартака» без спонсора. Джеффа Глэсса в тот период обменяли, у Алексея Иванова была травма, так что Игорю пришлось стать соучастником этой серии поражений. Но, пожалуй, главное здесь то, что он ее и закончил: 33 отраженных броска из 33 – и совершенно неожиданная гостевая победа москвичей в Братиславе.
При всем таланте Шестеркина, по сути, его полноценный дебют в КХЛ был стечением обстоятельств: не лишись лицензии «Инвестбанк», не обменяй «Спартак» из-за этого Глэсса, не получи травму Иванов – выход Игоря в стартовом составе отложился бы, скорее всего, до следующего сезона. Казалось, что в СКА будет еще сложнее – бюджет в разы серьезнее, система больше, вратарей просто тьма. Тут звезды должны были ромбиком встать, причем не спартаковским – в Питере этого не любят.
Но фишка Шестеркина в том, что он никогда не ждал шанса, а просто работал. Хорошо выступил на суперсерии с канадскими юниорскими лигами – стал основным вратарем молодежки – довел ее до финала – заслужил от Вячеслава Быкова три матча за СКА в качестве основного – хорошей игрой создал задел на следующий сезон.
В схему, правда, вмешался Андрей Назаров летом 2015 года, работавший по принципу «Игровое время – Ковальчуку и легионерам», но Шестеркин не изменил схемы и продолжал работать. Итог – при семи матчах Игоря в регулярном чемпионате КХЛ весну он заканчивал на взрослом чемпионате мира в сборной России. Да, во многом это была экскурсия авансом, но по трудоспособности и потенциалу он там и должен находиться.
И даже после такой весны у вратаря СКА не сносит башню – потому что он знает, что в новом сезоне и в новом статусе надо работать еще больше. В итоге он выдал рекордную сухую серию в истории питерцев – 273 минуты 6 секунд, сделал больше всех шатаутов в лиге и вытеснил прохлаждавшегося на Кубка мира Коскинена с поста основного.
Сейчас Шестеркин пытается выиграть конкуренцию в сборной у своего товарища Сорокина, чтобы в качестве основного кататься по Евротурам и ездить на чемпионаты мира уже не туристом. Один раз у него это получилось.
Фото: vk.com/mhcspartak; instagram.com/shesterkinigor; РИА Новости/Игорь Руссак, Константин Чалабов; ska.ru
Источник: