«Хорошее шоу стоит от 50 тысяч долларов». Российская студия делает красоту в НХЛ и НБА

НХЛ Чикаго НБА стадионы болельщики Чикаго Сент-Луис

Sport Connect – о том, как сделать обычный матч королевским.

Вы наверняка видели мощнейшее световое шоу, которое хоккейный клуб «Чикаго Блэкхокс» устроил в октябре к старту нового сезона НХЛ. Три минуты на льду творилось технологическое безумие, которое потом разлетелось по всему интернету с заголовками в стиле «Предматчевое шоу, которое вы не забудете». Тогда немногие заметили главное: всем проектом в НХЛ занималась российская студия Radugadesign, которая базируется на территории «Винзавода» и в которой работают около 30 человек.

В 2004 году основатель Radugadesign Иван Нефедкин, еще студент и дизайнер интерьеров одной из архитектурных студий, наткнулся на видеоролик о голограммах от датской компании Vizoo. Заинтересовавшись технологией, он вместе с другом написал датчанам, что хочет представлять их компанию в России. Ему не ответили – ни с первой, ни со второй, ни даже с третьей попытки.

Несмотря на молчание, спустя три года, в конце 2007-го — начале 2008-го, Нефедкин постучался к Vizoo еще раз. К тому моменту он открыл свою студию, которая занималась интерьерами, графическим и веб-дизайном.

«Неожиданно пришел очень бодрый ответ: давайте, кто вы, что вы? – вспоминает Нефедкин в разговоре со Sport Connect. – Они спросили, сколько у нас работает человек, чем мы занимаемся. Мы удачно рассказали, что у нас очень серьезная студия, и после встречи в Дании они доверили нам первого клиента в России: это была инсталляция на стенде Nissan. Так мы стали представителями Vizoo в России. В течение 2008 года, когда был экономический кризис, мы пытались продавать технологию кому только возможно – с ней можно было зайти в любую дверь, показать и рассказать. В тот момент все ее хотели, но ни у кого не было денег.

Постепенно мы поняли, что заниматься только этим продуктом – не панацея. В силу моего опыта в дизайне интерьеров и средовом дизайне мы стали предлагать более сложные решения для оформления мероприятий. Все больше и больше использовали проекции, стал популярен видеомэппинг. В 2009 году мы сделали первую проекцию на автомобиль на Volvo Fashion Week. Это была презентация Volvo C30 Yudashkin edition». 

Сейчас в пуле клиентов студии Radugadesign – и крупнейшие компании России (РЖД, «Газпром», «Роснефть», «Сбербанк»), и производители автомобилей (Mercedes-Benz, Porsche, Audi), и спортивные клубы и лиги, и многие другие.

Иван Нефедкин

– Со временем мы все больше и больше уходили в мультимедийное оформление мероприятий, – продолжает Нефедкин. – Сейчас мы приходим на площадку и предлагаем: здесь можно использовать проекции, здесь – светодиод, здесь – мультитач. Так сформировался срез наших услуг на совмещении пространства, технологий и дизайна. Мы не занимаемся исключительно проекционными инсталляциями или только интерактивными, или только VR. У нас всегда разные решения в зависимости от задачи – мы медиадизайн студия и задействуем в работе разных специалистов.

– Когда вы начали заниматься спортивными проектами?

– В 2011 году. Еще когда мы только начали делать проекционные шоу, мне очень хотелось поработать со льдом. Я с детства хоккейный болельщик и всегда понимал, что лед – это то, что нужно, тем более проекция в закрытом помещении не выглядит чужеродной. Первый проект мы сделали для детского хоккейного турнира КХЛ в Омске. Мы попробовали совместить его с людьми и экранами Free Format, которые дополнительно вешали на сетку за воротами.

***

После этого проекта Radugadesign заметил Илья Авербух. Он заказал студии полное проекционное оформление шоу «Год до Игр», которое прошло ровно за год до начала Олимпиады – там в том числе запускался обратный отсчет до церемонии открытия. Это и последующее олимпийское шоу («Год после Игр») стали самыми сложными спортивными проектами в истории студии.

– Было важно сделать шоу именно под камеры, потому что оно транслировалось на «Первом канале» почти в прямом эфире. Продолжительность – почти час, внушительный объем контента, работа над дизайном сцены, ежедневная работа с режиссерской группой и техническими службами – и все это еще надо увязать в одну сложную историю… Большое количество вводных все осложняет, а в том же проекте с «Чикаго» мы работали только с контентом.

Особый перевес в сторону спортивной тематики у нас образовался только в последний год. В 2016-м мы поучаствовали в оформлении чемпионата мира по хоккею с мячом, сделали мультимедийное оформление чемпионата мира по хоккею в Москве, для Питера подготовили ролик, который показывали перед каждым матчем, еще сделали три шоу для теннисных турниров совместно с продюсерским центром «Исполняй мечты». Подготовили три проекта в США: «Чикаго Буллс», «Чикаго Блэкхокс», музей истории НХЛ.

– В чем особенность работы над спортивными шоу?

– В регламентах. Расскажу на примере хоккейного чемпионата мира. Игроки должны размяться на площадке, а потом уйти в раздевалку где-то на 20 минут, при этом сразу после шоу должен начаться матч. У тебя нет возможности ничего ставить на лед – никаких декораций. Все должно появиться и так же исчезнуть – нет никаких застроек, все подвесное, мобильное. Это вносит свои сложности, потому что мы можем строить шоу только вокруг таких элементов, как машина, которая выехала, трансформировалась в хоккеиста, потом обратно собралась и уехала.

Еще одно отличие – масштаб. Помимо большего количества техники, в спортивных церемониях участвует много людей. Нужно, чтобы все выходили в один момент и все запускалось синхронно.

– Как долго делается такое шоу, как для «Чикаго»?

– Чистая работа – от подтверждения концепции до сдачи – занимает полтора-два месяца, до этого еще месяц-два мы согласовывали концепции и работали над предварительными этапами.

На старте мы предложили 2-3 концепции, они сказали, что одну точно надо убрать, потому что она касалась индейцев, а к этой теме там относятся очень трепетно. Определили, что нужна тема истории.

– Как обычно выглядит разработка: к вам приходят с просьбой «сделать красиво» или ставят конкретные условия?

– Всегда по-разному. Кто-то знает, чего он хочет, а кто-то – нет. Например, «Чикаго» не знал, и представители клуба сразу сказали: предложите нам варианты. С чемпионатом мира по хоккею все иначе: были четкие вводные про спорт будущего, красную машину и так далее по списку.

Иногда вводные бывают противоречивыми. Часто решения принимают несколько человек – и когда ты что-то согласовываешь с менеджером, агентством или человеком от заказчика, это не всегда финальное мнение. Иногда бриф может меняться несколько раз. В этом плане проект с «Чикаго» отличается от остальных, потому что мы сами формировали бриф и делали предложение. Поэтому согласование прошло быстро.

– Сколько человек занимаются одним проектом?

– Продюсер, креативный директор, арт-директор, команда художников (в зависимости от задач выбираются разные специалисты – концепт-художник, 3D-моделлер и так далее), композитор. Почти для всех проектов музыку мы пишем сами, поэтому работаем с несколькими композиторами. Стараемся делать все своими силами.

– Какие у вас требования к стадионам?

– Идеальный вариант для шоу – полное затемнение. Для показа днем очень мало инструментов, а вечером и ночью у нас больше возможностей использовать свет, проекции, дополнительные экраны.

Второе – это, конечно, спортивный свет. Сейчас новые стадионы начинают делать со светодиодными лампами, которые могут включаться и выключаться моментально – им не нужно долго разогреваться, и это позволяет включать проекцию, то свет. Все новые стадионы, по-хорошему, надо делать с таким светом. Так уже работает футбольный «Ювентус»: на его стадионе световое шоу делается на том же свете, который используется для освещения поля.

Шоу для «Чикаго Блэкхокс»

– К вам уже приходили клубы, которые хотели шоу, но понимали, что у них нет такого оборудования?

– Конечно. Очень много площадок до сих пор работают с обычным светом. Это новинка. В Европе ее начали устанавливать буквально пару лет назад, в России еще ни один футбольный стадион не работает с таким светом. Мы общались с «Зенитом», и у них еще нет определенности, будет такой свет или нет, на «Открытие Арене» свет не светодиодный. Такой свет, конечно, дорогой, и все еще не до конца понимают новые возможности. Сейчас «Ювентус» подает пример футбольным стадионам, в ближайшее время будут обновлены еще несколько арен.

– В чем проблема стандартного света?

– Проблема связана со временем – необходимо подождать до того момента, когда свет разгорится до определенного уровня. Ты не можешь просто выключить его и включить заново для шоу – нужно ждать, когда разгорятся лампы. В 2011 году мы на время шоу отключали свет, потом было представление команд – постепенно свет включался и плавно разгорался, постепенно закрывая собой проекцию, пересвечивая ее. И только потом начинался матч. Конечно, интересно переключаться моментально: одно-другое, одно-другое. У «Чикаго» как раз стоит такой свет, и там все резко выключается и включается, когда это необходимо.

– Спорт для вас выгоднее обычных мероприятий?

– Я бы так не говорил. По стоимости работы спортивные и неспортивные мероприятия несильно отличаются, единственное – они бывают более объемными, требуют больше работы, соответственно, может, и больше стоят. Все зависит от хронометража и сложности шоу, но хорошее шоу будет стоить от 50 тысяч долларов.

– А максимум?

– Все зависит от желаний. Есть шоу, которые длятся две минуты, простенькие. Есть те, кто хочет сделать на час. Очень много составляющих: техническая, контентная, нужна ли дополнительная работа.

***

Чтобы выйти на американский рынок, Radugadesign писала в несколько клубов НХЛ и открыто предлагала свои услуги – быстрее всех на контакт пошли «Чикаго Блэкхокс». Успех дебютного шоу подарил студии новые заказы: уже оформлены проекты с баскетбольным клубом «Чикаго Буллс» и с интерактивным музеем истории НХЛ, а в ближайшее время может быть подготовлено шоу к старту плей-офф НХЛ для «Сент-Луиса». В России шоу с «Чикаго» принесло студии премию Event.ru в номинации «Событие года».

– Почему «Чикаго» выбрал именно вас?

– Наверное, потому что у нас было хорошее соотношение цены и качества (в том числе из-за курса доллара – прим. Sport Connect). Менеджер «Чикаго», который занимается подобными шоу, поверил в нашу настойчивость, ему понравились наши идеи. Мы давали довольно проработанные предложения, было видно, что мы хотим сделать что-то стоящее. Мы делали презентации с полными описаниями, картинками – в общем, делали так, чтобы им хотелось с нами работать.

– Как была устроена работа? Вы постоянно летали в США?

– Нет, в основном переписывались по почте, общались в Skype, были встречи нашего представителя в США перед заключением контракта.

– Видео этого шоу разлетелось по всему интернету, его посмотрели в несколько раз больше, чем все остальные ваши шоу. Это принесло новых клиентов?

– Да, сразу пришло много запросов по спортивной теме. Много спрашивали о хоккее, но не все хоккейные клубы могут финансово позволить себе шоу, которое делаем мы. Были запросы в стиле «Хотим сделать за 300 тысяч». Но мы не можем уложиться в эту сумму. Эти клубы как работали с парой фрилансеров, так, наверное, и будут работать. Если делать что-то продуманное и более сложное, то это в любом случае требует работы большой команды – соответственно, и стоимость проектов выше.

Свет – это не такая проблема, большая проблема, наверное, касается проекционного оборудования. Его на постоянной основе даже в КХЛ ставят только несколько клубов, их можно пересчитать по пальцам. Одна из этих команд – «Барыс», у них стоят проекторы, они сами себе их купили. Арендовать такое оборудование тоже недешево. Наверное, стоимость – основная причина, почему не все это делают (однодневная аренда проекторов для мощного шоу, как у «Чикаго», обойдется более чем в 600 тысяч рублей, полноценная покупка – более чем в 50 млн рублей – прим. Sport Connect).

– То есть сейчас вам проще работать в Америке?

– Да нет, мы можем и здесь работать, я бы не сказал, что там проще. Просто здесь бюджет меньше, чем там. В США совсем другие бюджеты на шоу.

– Что вы делали для музея НХЛ и «Чикаго Буллс»?

– Кстати, НХЛ – как раз тот проект, который пришел к нам уже после истории с «Чикаго Блэкхокс». Агентство, которое организовывало передвижной музей НХЛ, увидело наш проект, и возникла цепная реакция. Мы получили сценарий и сделали одну из инсталляций – круглый светодиодный стол, на котором очень кратко показывается столетняя история НХЛ. В музее очень много различных инсталляций и контента, наш проект – лишь часть.

Для «Чикаго Буллс» мы сделали контент под шоу в перерыве – грубо говоря, бэкграунд-оформление для звезды или группы, которая выступает в центре площадки. Это не единичное шоу, а некий конструктор из видеороликов, которые можно миксовать между собой, можно менять надписи. Ролики сделаны в разной интенсивности, их можно подбирать под конкретных музыкантов в специальной библиотеке, которую мы создали.

– Что вы планируете делать дальше?

– Интересно поработать со спортивными шоу. Не на церемонии открытия или перед матчем, а именно со спортивным шоу типа Матча звезд КХЛ. Мы видим, что могли бы привнести новое. Также интересно интегрировать технологии и мультимедиа оформление в сам спорт. То, что нас ограничивает, – это не всегда вопрос денег, а вопрос консервативности спорта, который не готов на такие быстрые переходы.

– Вы говорите о регламентах?

– Да, я говорю о том, что проблема скорее в регламентах, но так как все регламенты зависят от людей, то рано или поздно нас ждут перемены. Будущее – за зрелищностью спорта. В будущем мы сможем видеть все больше и больше изменений, направленных на «картинку», – как в трансляции, так и на самом стадионе. Какой-то спорт, конечно, останется классическим, но будут и другие впечатляющие ответвления.

Также читайте на Sport Connect:

  • «Реал» и «Барселона» сыграют летом в Майами. Кто делает лучшее футбольное шоу в мире?
  • Юрий Дудь рассказывает, как и зачем Sports.ru и Tribuna Digital идут за границу
  • «Пока в России один телеканал, мы денег не увидим». Куда идет спорт? 

Форум Sport Connect, организованный Группой Интеррос и Российским Международным Олимпийским Университетом, прошел 23-24 марта в Сочи. 

Источник: http://www.sports.ru/