Фабрика грез
Межсезонье, скучища, писать нечего, читать нечего, остается смотреть с тоскою в белесые небеса — не пролетит ли утка инсайда…
А плесните-ка себе чего-нибудь крепкого в стакан (рюмку, бокал), отхлебните и укутайте ноги пледом. Не поговорить ли нам, дамы и господа, о пиаре?
Нет, я не специалист, не рекламщик, не маркетолог, а обыкновенный потребитель футбола, сиречь молвить болельщик-кузьмич. И тем не менее, любому кузьмичу понятно, что современный футбол это огромная пиар-машина, которая продает мифы, красивые истории, скандалы, интриги, которая ежесекундно раздувает из мухи нового CR7, которая тычет тебя push-уведомлениями изо всех соцсетей, пытаясь привлечь внимание и в результате заставить платить.
Иногда, когда какие-нибудь локальные операторы супер-машины, получившие права по блату, вроде нашей хохотушки Тинатин, действуют слишком напористо и неловко, это трюкачество раздражает, но иногда (и кое-где) это делается настолько тонко и красиво, что поистине граничит с искусством.
Некоторое время назад я был поражен, прочитав на sports.ru о том, какие изумительные короткометражки снимает мадридский «Атлетико» для своей торсиды. Посмотрите и вы, если еще не видели, это искусство, ребята, это умно, тонко, трогательно!
Когда я читал этот материал в 2014 году мне казалось, что нам до этого всего, как до луны гусиным шагом. Но, вот, прошло всего-то два года и оказывается, что у нас в России, в Москве, более того, в «Спартаке», умеют делать очень неплохое, профессиональное, атмосферное видео. Вот, например:
Нет, это еще не «Атлетико», но это, блин, хорошо! На улице зима, метель, сугробы по колено, бррр, а тут, смотришь, да ведь это крутотень — команда твоя выиграла и вот она уже вся на трибуне, слэмит и орет с болелами. Снег, ветер, погода-говно, а на душе тепло, радость, выиграл «Спартачок», а вот и они, ребята наши — песня!
Вот так (в числе прочего) продают зимний футбол, дорогие коллеги-кузьмичи. Извините, что я с возвышенного так резко перескочил на презренное, но, не обессудьте, сегодня тема такая.
Можно, конечно, ругать футбольные власти, которые устроили игры в декабре, а декабрь (да и ноябрь) выдались такими, какими они в принципе и должны быть в России, а не в Италии, но что толку? Ну, климат, блин, куда против него? Или вам нужна пауза между кругами в четыре месяца вместо трех? Или вам нужно обратно на весна-осень? А тогда не было этого всего, можно подумать — не было снежных дерби, не было мартовских говномесов?
А может быть, вместо того, чтобы ругаться бестолку, научиться это продавать? Попробовать хотя бы. У нас ведь приличное количество народу ходит зимой на спорт в принципе. Красноярск не Москва, но у нас и там ходили люди на бэнди зимой и им это нравилось. Понятно, что когда тепло и снежок не сыплет в морду — оно поприятнее, но, повторяю, продавать можно все — даже ледяную купель на Крещение.
У нас вообще принято ругать отечественный футбол. Ваш покорный слуга, как болельщик-кузьмич, который смотрит периодически иноземные чемпионаты, тоже этим грешен. И, конечно, ругать-то есть за что — и качество футбола «не то», и поля, и трансляции, и сборная, и календарь — все это оставляет желать много лучшего. Но как только наступает проклятое межсезонье, ведь тотчас же начинаешь по всему этому своему, родному, убогонькому скучать и даже яркие афиши матчей АПЛ и Ла Лиги, как-то не очень утешают.
Нет, в сущности, те ребята, которые пришли к Слуцкому и сказали сакраментальное «мы — г…» правы. Но не нужно это повторять на каждом углу. Лучше-то точно не станет. А что, если попробовать все-таки think positive? Давайте вспомним картинку с последнего дерби на «Открытии» или с матча «Краснодар» — Зенит». Это картинка европейского уровня, это супер-стадионы, это зеленые поля поздней осенью, это десятки тысяч зрителей, это красивые голы и интрига.
Давайте зайдем в Музей славы «Спартака» на «Открытии» и увидим, что это совершенно обалденный футбольный attraction, с кучей мульти-медиа примочек, но главное — сделанный с душой и с огромной любовью — по качеству не то что сравнимый, а, в чем-то превосходящий лучшие зарубежные аналоги.
Давайте вспомним, что у нас две команды вышли в еврокубках в весну, а одна из них из такой группы, в которой до начала турнира никто бы за ее итоговое 3 место не дал ломаного гроша. Давайте вспомним, что наши клубы все-таки не 25-е, а 6-7-е в Европе, то есть непосредственно располагаются за классической топ-5.
Я много раз бывал на футболе в Европе. Лет 6 назад, наблюдая в Риме матч «Рома» — «Аталанта», я поразился тому, как медленно передвигаются игроки. Сначала меня это просто бесило — вот ведь, думаю, в кои-то веки я на «Олимпико» и как неудачно попал — а потом, расслабившись понял, что это в общем, совершенно стандартный гэп при переходе с телекартинки на футбол вживую. Такой же точно, что и у нас. Только телекартинка-то там абсолютно другая!
Нет, играют они всяко быстрее нашего, но и в том факт, что показывать умеют, подавать и продавать умеют, влюблять болельщика в клуб и в футбол умеют, делать из беготни 22 потных мужиков религию, то, что «гораздо важнее», чем вопросы жизни и смерти, умеют.
Так вот, я полагаю, что в этом смысле, мы делаем, хоть и робкие, шаги вперед. Не только мой родной «Спартак», конечно.
Мне очень нравится, как «поставил себя» «Краснодар». Они сразу заявили себя, как клуб с лицом, с изюминкой. И по-футбольному (пытаясь поднять, оброненное некогда «Спартаком» знамя комбинационного «мелкого» футбола), и с точки зрения стратегии развития (не нуворишествуя, а идя степ-бай-степ, выстраивая инфраструктуру, начиная с «Академии») и даже визуально (дизайн их формы в последние годы на нашем рынке в числе топ).
Весьма активны на пиар-фронте также «Локомотив» и «Зенит», но они, на мой взгляд, допускают сейчас серьезные ошибки.
«Локомотив» при новом руководстве очень хорошо начал — акции с ретро-формой (шикарной, кстати) и фото болельщицких абонементов на номерах футболистов были очень в кассу — но практически сразу же совершил огромную ошибку, наступив на те же грабли, на которых последние 10 лет прыгал «Спартак». Я имею в виду дешевый квасной патриотизм и ставку на «легенду прошлого». «Локомотив» вообще удивительным образом повторяет многие спартаковские тренды (ошибки в т.ч.), но это отдельный разговор.
Что касается «Зенита», то тут налицо попытка создать имидж суперклуба национального масштаба. Мессадж сегодняшнего «Зенита»: мы самые крутые — мы самые богатые, за нами мощный спонсор, за нами телевидение (фильм про сбывающиеся питерские мечты показан по федеральному Матч-ТВ), у нас самый крутой (и дорогой, конечно) стадион, у нас больше всего болельщиков (так это или нет на самом деле не важно, но таков медийный посыл).
Лично мне эта система раскрутки не кажется очень удачной, хотя финансовый ее аспект в виде выручки я оценить не могу. И это, кстати, тоже одна из ошибок, сделанных ранее «Спартаком». Имперские амбиции и гигантомания не сыграла. I’m the Special One это очень мощный мессадж, но он же и продуцирует самый интенсивный негатив. Куда как лучше получается, не бахвалиться, не пушить величие и гордость, а давать почувствовать сопричастность — мы вместе, мы едины, нам важен и нужен каждый, от каждого зависит победа или поражение. Тут больше личностного и меньше пафоса.
Это как раз то, чем мне нравится сегодняшняя спартаковская история с Каррерой. Он практически идеальная с точки зрения пиара фигура (выгодно оттеняющая практически весь окружающий лукойл-стафф). И самое главное, он ведет себя так, как будто у него десять имиджмейкеров и пять пресс-атташе. Хотя никого у него нет, а просто он сам вот такой, крутой мужик, в 52 выглядит на десять лет младше, костюмчики от какого-нибудь Гуччи на нем сидят как влитые, физиономия у него словно из «Чинечитта», а еще у него красивая жена и две очаровательные дочки. Короче, обыкновенный итальянец.
А впрочем, извините, заболтался. Hasta luego!
imhovich. ProSM.club
Источник: