Gripen E — истребитель нового поколения от компании Saab

Известная шведская компания Saab представила вниманию общественности свой новый многоцелевой истребитель следующего поколения под названием Gripen E. Опытный образец 39-8 «умного истребителя» был разработан в рамках совместной шведско-бразильской программы и он нацелен на рынки стран, который в силу политических или финансовых ограничений не могут приобрести новые американские истребители Lockheed Martin F-35 Joint Strike Fighter. Согласно имеющейся информации, истребитель Gripen E является продолжением серии Gripen, он имеет больший радиус действия, большую надежность, может нести большее количество разнообразных видов вооружения и имеет возможности к ведению эффективного радиоэлектронного противодействия.

Первые истребители серии Gripen были поставлены на вооружение некоторых стран в 1997 году. Новый истребитель Gripen E унаследовал все основные черты самолетов предыдущих поколений. Он является небольшим, легким и маневренным самолетом, способным взлетать и садиться на небольшие аэродромы и автострады в случае необходимости. Строк службы истребителей Gripen E определен в 50 лет, он имеет модульную конструкцию и гибкую авионику, плюс большое количество стандартных мест для установки вооружения практически любого из существующих на сегодняшний день типов.

Самолет Gripen E имеет традиционную аэродинамическую схему дельтавидного крыла. Некоторые улучшения в аэродинамике самолета, плюс использование более совершенных систем управления обеспечивают ему большую эффективность с точки зрения количества расходуемого топлива. Новый реактивный двигатель, General Electric F414G, обеспечивает на 20 процентов большую тягу, что позволяет увеличить скорость полета, радиус действия и взлетный вес. Истребитель Gripen E оборудован системой дозаправки в воздухе, совместимой со стандартами, принятыми в НАТО.

Имея длину в 15.2 метра и размах крыльев 8.6 метров, истребитель Gripen E является достаточно компактным самолетом. Тем не менее, его максимальный взлетный вес составляет 16 500 килограмм, а максимальный потолок — 16 тысяч метров. Самолет способен развивать максимальную скорость в 2 Маха (2 450 километров в час).

Большое внимание было уделено конструкторами удобству для проведения ремонтных и регламентных работ. Время перерыва между вылетами, требующееся на дозаправку, перезарядку вооружения и текущее обслуживание, не превышает десяти минут. А замена выработавшего свой ресурс двигателя может быть произведена за один час времени.

Истребитель Gripen E обладает широкими «сетевыми» возможностями. У него имеется система связи Gripen data link system (TIDLS), система Link 16 и система National Data Link secure, многочастотные коммуникационные системы, обеспечивающие полное понимание пилотом текущей ситуации и обеспечивающие двухсторонние коммуникации с другими истребителями Gripen, самолетами других типов и наземной боевой техникой.

Радарная система Active Electronically Scanned Array (AESA) построена на базе нескольких радаров, позволяет отслеживать сразу множество целей. А электрооптическая система IRST позволяет наводиться на цели в пассивном режиме во время эффективного электронного противодействия со стороны противника. Кроме всего этого, у самолета Gripen E имеется системы Radar Warning Receiver (RWR) и Missile Approach Warning (MAW), которые предупреждают пилота о захвате его вражескими радарами и головками приближающихся ракет.

Истребители серии Gripen сейчас находятся на вооружении военно-воздушных сил Швеции, Великобритании, Южной Африки, Чехии, Венгрии, Таиланда и некоторых других стран. А первые образцы истребителей Gripen E попадут на вооружение ВВС Швеции и Бразилии в 2019 году.

Источник: dailytechinfo.org