Многообещающее название нового аддона к Civilization 5 наводит на мысли об отсылках к бессмертному произведению Олдоса Хаксли. Наиболее наивные игроки, возможно, даже успели попредвкушать отдельный сценарий на тему общества потребления из антиутопии «О дивный новый мир», которая в оригинале называется как раз таки Brave New World.
К сожалению или к счастью, творение Хаксли не имеет никакого отношения к очередному детищу Firaxis Games. Направление, в котором мы теперь будем развивать свою цивилизацию, в каком-то смысле противоречит основной идее потребительской антиутопии. Речь идет о приоритете культурных ценностей над прочими. Великие произведения искусства в новом дополнении — во главе угла. По крайней мере, такое впечатление производит пресс-версия игры, которая не так давно попала к нам в руки.
Говорите, верблюд — корабль пустыни? А как насчет корабля лесов и джунглей?Культ, туризм и культуризм
Аддон целиком и полностью посвящен мирному развитию. Нам предлагают сосредоточить внимание на торговле, дипломатии и культуре. Разработчики заготовили для нас обновленную культурную победу. То есть еще более культурную и даже, не побоимся этого слова, культурно-туристическую.
Чтобы одержать верх над соперниками, нужно добиться культурного влияния на определенное количество держав. Задавить туризмом, грубо говоря. Наша задача — заставить население других стран ездить к нам для осмотра достопримечательностей, а своих жителей, напротив, удержать дома.
На верхней панели ресурсов, рядом с религией, появился новый параметр, снабженный пиктограммой с чемоданчиком. Вот это и есть туризм. Чем выше соответствующие цифры — тем больше вероятность повлиять на соседей. От соблазна отправиться за тридевять земель, чтобы поглазеть на чужие достижения, людей удерживает высокий уровень нашей собственной культуры — знакомого показателя, благодаря которому мы давно уже добираемся до вкусных общественных институтов. Вся суть победы в том, чтобы сгенерировать больше туризма, чем другие цивилизации произвели культурных очков.
Свежий взгляд на культуру породил совершенно непривычный подход к некоторым зданиям. Раньше ведь как было: возвели в столице, скажем, библиотеку, получили бонус к науке — и забыли об этой постройке до конца игры. Теперь все иначе.
В библиотеках, музеях, оперных театрах и внутри некоторых чудес света завелись особые «слоты» под великие творения великих людей. Время от времени в стране появляются выдающиеся художники, писатели и музыканты, которые могут клепать шедевры, увеличивающие нашу туристическую «мощь». Не совсем понятно, правда, почему хиленькие гении способны создать только одно произведение искусства в течение всей своей жизни.
Кстати, если культурная победа нас не слишком интересует, от романов, картин и симфоний можно отказаться — у каждого творца есть и второе «назначение». Так, художник сумеет «запустить» на родине Золотой век, а писателя можно приспособить к созданию политических документов, обеспечивающих нас очками культуры — той самой, которая была культурой еще до того, как это стало мейнстримом в Brave New World.
Марокканцы построили Парфенон. Похоже, греки в этом сезоне — снова неудачники.Однако не только великие личности творят историю туризма. Простые археологи — новый тип «юнитов» — тоже способны внести свою лепту в процветание нации. Достаточно отправить трудолюбивого искателя сокровищ на ячейку, отмеченную следами нашего собственного величия в прошлом, — и музеи пополнятся новыми артефактами, а заморские гости получат еще один повод посетить нашу страну. Впрочем, если нас больше заботит защита от чуждых культурных влияний, мы можем превратить раскопки в достопримечательность, чтобы местный народ видел: мы и сами с усами, нечего к соседям кататься!
Наконец, возведение чудес света тоже не проходит даром для культуры: большая часть уникальных построек увеличивает уровень туризма. Люди хотят увидеть Эйфелеву башню и Парфенон. Даже если и то, и другое — внезапно! — находится в Марокко.
Можно снова грабить караваны!
В области торговли разработчики явно решили тряхнуть стариной. Караваны, которые впервые появились — страшно подумать! — в самой первой Civilization и пропали из поля зрения уже в третьей части, вдруг вернулись. Речь идет о специализированных «юнитах», способных проложить торговый путь между двумя городами.
Удивительно, но караваны, прокладывающие коммерческий маршрут по суше, не меняют своего названия до самого конца игры. Только на начальной фазе по карте ходят верблюды, а под конец — грузовики.
Откуда и куда возить золото — решать нам. Можно обмениваться ресурсами с городами-государствами. Можно ездить в гости к другим цивилизациям, однако следует учитывать, что тогда кроме золота стороны будут получать некоторое количество единиц религии и науки. Это не всегда выгодно — если мы опережаем соперников по уровню технологического развития, нам вряд ли захочется делиться с ними накопленными очками научного прогресса.
Наконец, никто не мешает гонять караван по собственной территории. Из благополучного города — в поселение, где вечно не хватает еды, например. Проблема в том, что количество торговых путей жестко ограничено. Изначально у нас вообще может быть только один коммерческий маршрут. Научные открытия и постройки увеличивают число дорог, по которым могут ходить купцы, но изобилия ждать все равно не приходится: девять торговых путей — уже большое счастье.
Творения великих художников нам показывают полностью. От произведений литературы обычно остается одна строчка, от музыки — пара тактов. Что за дискриминация!Несколько удручает невозможность купить в других городах дефицитные товары. По крайней мере, в пресс-версии торговцы возят туда-сюда золото, еду, единицы производства, помогают распространению веры, но привезти в город какие-нибудь цитрусовые, чтобы подданные порадовались, не могут.
ООН. Режиссерская версия
Дипломатия тоже стала несколько более дипломатической. Стоит какой-нибудь из цивилизаций открыть печатный пресс и познакомиться с полным набором соседей по карте, как тут же вся политическая элита поднимается и едет к первооткрывателю в гости — на Мировой конгресс. Всеобщий сбор правителей принимает судьбоносные решения: устанавливает ведущую религию, вводит «сухой закон», запрещает ядерное оружие. В общем, все как в старой доброй ООН, только раньше, больше, шире, интереснее. Можно, например, поучаствовать в организации Всемирной ярмарки. Кто больше вложит в это мероприятие единиц производства — тот и получит самый интересный бонус по итогам проекта.
Естественно, часть резолюций нам помогает, часть — вредит. Поэтому так важно лоббировать мудрые решения и «заваливать» неприятные. Чем большим влиянием мы пользуемся в мире — тем больше у нас голосов на каждом заседании. От линии поведения на конгрессе во многом зависят взаимоотношения с соседями — голосование здесь открытое, так что все правители прекрасно знают, кому бить морду за эмбарго в случае чего.
Под конец игры конгресс благополучно превращается в ООН. К обычным заседаниям добавляются внеочередные, на которых политики выбирают мирового лидера.
Между прочим, шпионы, снова появившиеся в наших «закромах» в Gods & Kings, теперь способны функционировать и как дипломаты. Такие специалисты могут делать много всего интересного — например, покупать голоса других цивилизаций для грядущей сессии конгресса. Или вести идеологическую пропаганду среди населения других стран, усиливая тем самым наше культурное влияние на соседей.
Кто бы мог подумать, что борьба культуры с туризмом может быть такой напряженной!Полцарства за идею
Мы не случайно упомянули идеологическую пропаганду. Идеология была извлечена из системы общественных институтов и вынесена в три отдельные ветки — свободу, автократию и порядок. Нам предстоит выбрать одну из этих систем, с тем чтобы, во-первых, получить соответствующий набор бонусов, а во-вторых, обнаружить, что политическая доктрина, которой мы придерживаемся, косвенно влияет и на туризм, и на культуру, и на дипломатию. Если мы строим государство на принципах свободы, а королева Португалии решила избрать в качестве доминирующей идеи порядок, это может создать некоторую напряженность в наших взаимоотношениях. Более того, высокое культурно-туристическое влияние на португальцев может привести к тому, что они начнут проявлять недовольство и захотят изменить идеологию, чтобы у них все было так же хорошо, как у нас.
Помимо глобальных нововведений, которых на этот раз действительно много, разработчики традиционно ублажают фанатов умеренно свежими цивилизациями в количестве девяти штук, хорошо забытыми и заново возрожденными чудесами света, дополнительными технологиями и «юнитами». В частности, в списке боевых единиц новейшего времени появился «улучшенный десантник» XCOM — недвусмысленная отсылка к одноименной стратегии, разработанной все той же Firaxis Games.
Из двух дополнительных сценариев в пресс-версии доступен для ознакомления был только один, посвященный гражданской войне в США. Лаконичная и по сути, и по форме, эта мини-кампания выступает как будто бы противовесом к «мирным» дополнениям основного геймплея. Здесь нас ждет чистая «войнушка» с жестким ограничением по времени, заданными изначально городами и весьма скудным набором «юнитов». Цель — захват вражеской столицы. В общем, стандартная возможность отвести душу для тех любителей серии, которым больше по нраву боевая составляющая игры.
Гражданская война совершенно не способствует развитию культуры. Только военные технологии. Только хардкор.***Судя по всему, из Brave New World получается очень качественное дополнение. Даже в демонстрационном варианте этот аддон открывает сразу несколько новых путей развития облюбованной цивилизации. Процесс здорово затягивает, а серия продолжает держать марку, несмотря на повторение некоторых удачных находок из предыдущих частей.
Источник: