Обзор игры Valkyria Revolution

Казалось бы, имея на руках удачную игру, сделать продолжение не составит особого труда. Всего-то нужно повторить то, что ты уже сделал, устранив огрехи оригинала. В 2008 году издательство SEGA выпускает во многом уникальную пошаговую тактическую игру Valkyria Chronicles, которая обзаводится парочкой продолжений для портативной консоли PSP и ремастер-версией в 2016 году. Полноценной новой большой игры в серии пришлось ждать почти 10 лет. И вот она вышла. Но лучше бы этого не происходило.

Для начала предлагаю разобраться, чем же была так хороша Valkyria Chronicles. Первое, что бросалось в глаза, — это визуальный ряд. Да, аниме-стилистика не всем придется по душе, но сама рисовка была выполнена так, как ни в каком другом проекте: вы как будто смотрели на ожившие карандашные рисунки. Это очень сложно описать словами, но абсолютно все в игре выглядело словно наброски и скетчи, раскрашенные карандашами. Успев удивить на первых порах визуальным стилем, Valkyria Chronicles сразу же удивляла и геймплеем.

Мы вставали во главе отряда бойцов, которые делились на 4 класса. Позже можно было управлять и военной техникой. Все бойцы обладали особым видом «таланта», который мог как мешать в бою (к примеру, у воина с аллергией на пыльцу в поле с цветами понижались показатели), так и помогать. Когда доходило до боя, игра вновь подкидывала сюрприз: это была пошаговая тактика в духе, если хотите, Jagged Alliance или Final Fantasy Tactics, но с той лишь разницей, что героями вы управляете во время хода лично в режиме 3D-шутера и точно так же производите выстрелы. Помимо этого, в игре была представлена крайне разветвленная система взаимоотношений между персонажами, увлекательный сюжет, просто волшебная музыка, уникальные игровые ситуации, нестандартный сеттинг и еще масса прекрасных моментов. Недаром Valkyria Chronicles стала крайне популярной, получив 2 отменных продолжения для Playstation Portable и даже серию самого настоящего аниме.

Почему так много времени уделено первой части серии? Да потому, что практически все достоинства оригинала были выброшены разработчиками в мусорное ведро. Создается ощущение, что Valkyria Revolution это не часть знаменитой серии, а просто какая-то левая игра, которой для поднятия продаж зачем-то прилепили слово Valkyria. Но давайте по порядку. На бумаге мы имеем спин-офф, проходящий в мире Валькирии, но задолго до событий оригинала. В Chronicles обыгрывался сеттинг Второй мировой войны, а вот в Revolution мы переносимся уже во времена, вдохновленные европейской промышленной революцией. И у игры сразу же начинаются проблемы. Если заигрывания со Второй мировой были уместны, а вкрапления аниме были сделаны крайне изящно и дозированно (я сам не фанат аниме, но плеваться при виде игры мне не пришлось), то продолжение начинает трещать по швам уже тут. Основой местной промышленной революции является материал Ragnite, который дал скачок не только развитию технологий, но и даровал людям… магию. Да, она тут называется алхимией, но заклинания расходуют ману и выглядят как самая настоящая магия. Причем многие «колдунства» жахают настолько сильно, что возникает вопрос: почему в будущей мировой войне от таких сильных вещей люди отказались в угоду танкам и гранатометам? Можно предположить, что в рамках спинн-оффа существует некая параллельная вселенная, но точного ответа на этот вопрос игра не дает.

Как никто не даст вам ответа и на то, в чью светлую голову пришла мысль сделать из пошаговой тактики про тяжести и лишения войны RPG в аниме-стилистике. Я не шучу, игра кардинально сменила жанр, став самой обычной JRPG со всеми вытекающими: трехметровыми мечами, японскими подростками, прыгающими по крышам домов круче Питера Паркера, и зашкаливающим количеством пафоса. Причем от глубокой и продуманной пошаговой стратегии не осталось и следа. Управлять отныне вы вольны только одним героем, а остальные бегают за вами и ведут себя согласно прописанным паттернам (которые, к слову, можно очень гибко настраивать). Все, что требуется от вас, — это рубить мечем, кидать гранаты, да время от времени раздавать соратникам приказы делать то же самое.

Но и это еще не все! Глядя на скриншоты, поклонники серии, наверно, уже давно догадались, что визуальный стиль первой части по каким-то немыслимым причинам тоже пошел под нож. С графической точки зрения местами картинка все еще бывает поразительно красива, но ощущения ожившего карандашного рисунка больше нет. Перед нами обычная во всех отношениях игра. Просто японская action-RPG, каких миллионы. Игра потеряла свое лицо, и это крайне обидно.

Фанаты жанра JRPG могут подумать, что раз игра сменила стиль, то, согласно канонам жанра, она начала щеголять круто проработанными персонажами. Нет. Это, опять же, было в первой части. В Valkyria Revolution более-менее раскрыта лишь парочка главных героев, а остальные члены немаленького отряда численностью почти в 10 человек — просто «говорящие головы» без души. Если в Valkyria Chronicles каждый персонаж раскрывался через поступки, мысли и взаимодействие с другими героями, меняясь по ходу повествования и в силу обстоятельств, то в новой игре серии все раскрытие происходит самым дешевым способом. Вдруг случается стоп-кадр, и рассказчик пафосным голосом зачитывает текст: «Это такой-то такой-то. Он пошел на войну потому, что произошло то-то и то-то. Это его замотивировало стать бойцом и мстить за родных». И в таком амплуа персонаж пробудет до конца игры. Да что уж говорить, за наемниками из первой части, которые после смерти на поле боя помещались не в лазарет, а на самое настоящее кладбище, после чего заменялись новым пушечным мясом, наблюдать было куда интереснее, чем за главными героями Revolution.

Удивительно, но местный сюжет получился очень даже неплох. Упор в нем сделан в первую очередь на политические игры и подковерные интриги, что выглядит достаточно свежо и интересно в рамках существующего жанра, а музыка в игре до сих пор просто прекрасна. Музыкальное сопровождение — это, пожалуй, одна из немногих вещей, которые не подверглись издевательствам со стороны разработчиков. Да и в целом по всему видно, что потенциал у игры просто огромен, но его почему-то никто, кроме композиторов и художников, не использует должным образом. Графический движок иногда выдает просто великолепные панорамы, а арены для сражений стали ощутимо больше по размеру и детализированнее. Жаль, что тактические навыки на них применить не получится. Если рассмотреть игру с точки зрения именно жанра RPG, то тут все уже не так уж плохо. У нас есть столица государства, где мы можем взять задание, закупиться у торговцев, скрафтить вещи или улучшить образцы вооружения. Тут же можно и прокачивать бойцов. Прокачка тут чем-то напоминает Final Fantasy X. У каждого воина есть сетка умений, на разблокировку которых нужны сферы соответствующей стихии, которых в игре 4 вида. Вкладывая очки в прокачку умений, мы получаем доступ к новым видам заклинаний. Правда, в бою вы будете использовать от силы 4-5 навыков, а остальные будут «пылиться на полке». В плюс боевой системе идет и проработанная система поведения соратников: можно в мельчайших подробностях настроить что, как и при каких обстоятельствах будут делать герои. Любители микроменеджмента останутся довольны.

Как и полагается, в игре есть как побочные квесты, так и основной сюжет. Причем и те и другие сводятся, как правило, к однообразному набору действий: захвати все базы, убей всех врагов, убей босса. И если раньше подобное компенсировалось интересными игровыми ситуациями, то сейчас об этом не может быть и речи. Захватывай форпосты, воруй, убивай. При этом миссии при местной не самой продвинутой картинке загружаются непростительно долго, а каждая смена места действия во время роликов тоже сопровождается почти 30-секундной загрузкой.

Плюсы:

  • Местами картинка очень красива
  • Хорошая музыка
  • Неплохой сюжет с уклоном в политику
  • Неплохая боевая система

Минусы:

  • Все достоинства оригинала были потеряны. Кардинальная смена жанра не пошла игре на пользу
  • Не самый интересный сеттинг
  • Очень долгие и частые загрузки
  • Однообразие игровых ситуаций
  • Плоские персонажи, за которыми неинтересно наблюдать
  • Визуальный стиль Valkyria Chronicles потерян навсегда

Если подводить итог, то Valkyria Revolution — это довольно средняя JRPG строго для любителей жанра. Мне искренне неясно, зачем разработчики срубили сук, на котором сидели, и отсекли от игры то, из-за чего оригинал полюбился игрокам. Если SEGA боялась, что тактические игры уже никому не нужны (хотя успех X-COM говорит об обратном), то они могли бы прощупать почву, выпустив ремастер-версии серии Valkyria c PSP. В общем, фанатам тактических игр в целом и Valkyria Chronicles в частности тут делать нечего. Я ставлю игре 5 баллов из 10 и советую поиграть в Valkyria Chronicles, забыв о существовании Revolution.

Источник: hi-news.ru