Inside: обзор

Актуально для платформы: PC

В 2010-м году датчане из студии Playdead выпустили гениальный монохромный платформер Limbo, потом несколько лет переносили его на разные платформы и спустя шесть лет выпустили… ту же Limbo, только в профиль. И публика снова искупала их в овациях. Почему? Давайте разбираться.

Вам тоже практически ничего не видно? Так и задумано.Маленький мальчик по лесу гулял — больше его никто не встречал!

Limbo запомнилась тремя вещами. Во-первых, это гениальный художественный стиль и атмосфера, напоминавшая ранние чёрно-белые фильмы эпохи немецкого экспрессионизма. Когда главный герой, мальчик, бежал по мрачному, тёмному лесу, а деревья, казалось, тянули к нему свои ветки, это одновременно вызывало в памяти фильмы «Кабинет доктора Калигари» Роберта Вине (Robert Wiene), «Носферату. Симфония ужаса» Фридриха Мурнау (Friedrich Murnau) и «Усталая Смерть» Фрица Ланга (Fritz Lang). Чёрно-белая палитра с преобладанием именно чёрного, где светились в основном только глаза мальчика, в Limbo влюбляла в себя с первого кадра.

Во-вторых, постоянная смерть главного героя, которым, напоминаю, был ребёнок. На протяжении этой небольшой игры мы десятки раз наблюдали, как тело мальчика рассекают на части разные ловушки и капканы, рвёт в клочья паук. Всё это тоже укладывается в стилистику сумрачного немецкого экспрессионизма, но то, как откровенно и показательно датчане нарушили негласный запрет на убийство детей в играх, несколько ошарашивало.

Наконец, в Limbo была продвинутая физика, позволявшая решать разные головоломки. Впрочем, слово «разные» тут достаточно условно — на самом деле почти всё время мальчик перетаскивал ящики, нажимал рычаги, ползал по верёвкам и раскачивался на них. И лишь ближе к финалу появлялись более интересные задачки, связанные с гравитацией и её отсутствием. Это дало повод некоторым особенно прихотливым критикам пожурить авторов, но их голос тонул в гуле всеобщего одобрения.

Limbo 2.0?

В Inside всё то же самое, разве что сделана она на другом движке, на Unity, а в её чёрно-белой палитре появилось чуть больше света и даже цвета — жёлтые цыплята, красные кнопки…

Снова безупречный художественный стиль на стыке готики, нуара, футуризма и фантасмагории. И снова мальчик бежит по неуютным локациям (по лесу, конечно, тоже), спасается от злых собак, жестоко умирает через каждые пять минут и перетаскивает ящики. Механика абсолютно та же — ребёнок умеет бежать вперёд-назад, прыгать да хвататься за предметы. Драться его так и не научили — нужно убегать, прятаться, хитрить, выманивать врагов, заставляя их совершать лишние движения, а потом снова убегать или уплывать.

После встреч с этой девочкой у вас вполне может развиться патологическая боязнь воды.Почти дословно повторяются некоторые загадки и ситуации. В Limbo мальчик мог ухватиться за лапы огромного комара и перелететь через препятствие. В Inside он тоже пользуется помощью окружающей флоры и фауны — например, цыплятами, которых можно заманить к специальному агрегату, чтобы тот выстрелил ими и сбил очередной ящик на землю. Всё это также дало некоторым повод обвинить датчан в однообразии, а теперь — и в самокопировании.

Мистика, генетика и антиутопия

Если это и новая версия той же игры, то именно что дополненная и улучшенная — более цельная, продуманная и разнообразная.
Первая работа студии была такой мрачной фантастической сказкой с аллюзиями на «Божественную комедию», а вторая — это уже сумрачная антиутопия, чем-то напоминающая роман Джорджа Оруэлла (George Orwell) «1984». Всю дорогу мы убегаем от каких-то странных людей, которые то ли превращают других в зомби, то ли оживляют мёртвых, то ли проводят странные генетические эксперименты. Как и в Limbo, нам ничего толком не объясняют, но в Inside интрига держится до самого финала, а там начинается такой сюрреализм, что потом ещё долго сидишь, уставившись в финальные титры, и задаёшься вопросом: что это, чёрт возьми, было? История оставляет массу пространства для различных догадок и толкований. Плюс ещё есть скрытая концовка, для открытия которой нужно собирать секреты.

К тому же Inside, несмотря на вкрапления цвета и чуть более светлую палитру, игра даже более страшная — а всё потому, что тут больше мистики и меньше ясности. В какой-то момент под водой нас начинает атаковать странная девочка с длинными волосами, словно сбежавшая из японских хорроров. Кто это или что это, опять же непонятно, и это незнание пугает больше, чем вполне понятные пауки…

Тимур и его «зомби-команда».«Ветер, ветер! Ты могуч»

Упражнений с ящиками по-прежнему много, но обставлены они интереснее. У некоторых ящиков, например, есть моторчик, и они могут самостоятельно взлетать в воздух. То же самое с водными процедурами — мальчик периодически плавает, тонет и регулирует уровень воды. Но при этом физика жидкости тут используется чаще и любопытнее. В каких-то ситуациях вода вообще оказывается над полом, так что, выплывая из неё, вы падаете наземь.

Всё так же много и загадок на скорость реакции, на время, когда нам нужно чуть ли не с точностью до сотой доли секунды рассчитать, когда и куда нужно прыгнуть или добежать. Но и тут опять же больше интересных ситуаций. А сцена, когда мальчонка играет в прятки с убийственными порывами ветра, вообще одна из лучших в жанре.

Кроме того, есть загадки, связанные с возможностью дистанционно управлять другими людьми, — мы заставляем их открывать решётки, перетаскивать те же ящики, подбрасывать нас в воздух. В одной ситуации, чтобы не выдать себя, нужно превратиться в такого же «зомби», повторяя за другими прыжки и повороты. В другой — освободить более десятка таких «болванчиков» и привести их в определённую точку, чтобы они встали на плиту и открыли нам дверь. Конечно, чем-то это напоминает упражнения с клонами из The Swapper, но датчане сделали их по-своему, идеально вписав в антиутопическую атмосферу, полную страшных, неуютных тайн.

Наконец, зрелищнее и активнее используется физика — мы, например, можем пробивать стены и потолки в определённых местах, управляя небольшим батискафом.

Как и в Limbo, тут полно поистине киношных ракурсов и планов.***Говорят, дважды в одну и ту же реку не входят. Но, видимо, говорят не в Дании. Студия Playdead спустя шесть лет где-то повторила, а где-то переосмыслила, дополнила и улучшила собственную же дебютную игру. И снова не прогадала — Inside купается в море аплодисментов со стороны и критиков, и игроков. Мы присоединяемся к ним, но всё же хочется пожелать, чтобы в третий раз разработчики зашли в какую-нибудь другую реку и выпустили что-нибудь действительно новенькое, пусть даже и чёрно-белое.

Плюсы: интригующая, полная загадок история; выдающийся художественный стиль; безупречно выдержанная атмосфера; множество интересных загадок.
Минусы: в целом механика, а также некоторые ситуации и загадки дословно повторяют Limbo.

о системе оценок игр

видеообзор игрыНапиши свой обзор

Источник: stopgame.ru