Боевиков, посвященных Второй мировой, всегда было в достатке (собственно, история жанра шутеров с видом от первого лица началась именно с такой игры — Wolfenstein 3D, если кто забыл). Само собой, были и настоящие хиты с многомиллионными бюджетами, и «середнячки», и откровенный мусор. Но почти все они были ориентированы на одиночное прохождение, а мультиплеер если и присутствовал, то в качестве приятного довеска, не более. Заметными исключениями можно считать лишь Battlefield 1942, мод к Half-Life Day of Defeat и Red Orchestra: Ostfront 41-45. Сражения на «Поле боя» вскоре переместились в другое время и место, DoD, кроме перехода на Source, никак не развивалась, а вот создатели «Красной капеллы» решили порадовать своих поклонников полноценным продолжением.
Игра не скупится на жестокие кадры. Если уж делать все «как на самом деле», так до конца — с кровью, оторванными конечностями и прочими ужасами войны.Герои Лагограда
Не ошибусь, если скажу, что после выпуска дебютного трейлера интерес к RO2 появился даже у тех, кто подобными играми никогда не увлекался, — уж настолько было хорошим видео. Танки, набегания на вражеские окопы под артобстрелом, снайперские перестрелки — уровень пафоса зашкаливал, картинка радовала глаз, а наличие расчлененки даже в ролике говорило о том, что с возрастными рейтингами авторы церемониться не будут.
Избранные счастливчики, получившие доступ к бета-тесту, почему-то не разделяли бурной радости простых смертных, втихаря ругали «бету» за нестабильную работу, но продолжали играть — за уши не оттащишь.
Как вскоре выяснилось, хаяли RO2 не зря — смешно сказать, но в «бете» было меньше багов, чем в релизе. Или Tripwire не рассчитывала на такое количество подключений к серверам, или ей пришлось выпустить серьезно недоделанный продукт (несмотря на то, что дату выхода в последний момент перенесли на две недели), но поначалу играть в это было невозможно.
Семь лет назад никому не известная команда программистов выпустила модификацию к Unreal Tournament 2004 под названием Red Orchestra: Combined Arms. Мод, посвященный боям на Восточном фронте Второй мировой, оказался настолько хорош, что его разработчики победили в конкурсе «Make Something Unreal». Это принесло им, помимо солидной денежной суммы, лицензию на использование движка Unreal Engine 2.5 в коммерческих целях.
Вскоре модификация сменила название, обзавелась парой новых особенностей и вышла в свет уже как полноценный проект — Red Orchestra: Ostfront 41-45. Не снискав великой славы, все же оказалась весьма достойным представителем своего жанра. Даже больше — подобной концепции в боевиках еще не встречалось. Шутер обрел пусть и не большую, но верную аудиторию, а разработчики получили свой счастливый билет на лайнер индустрии игр. И, надо сказать, места им достались вовсе не эконом-класса.Если «Герои Сталинграда» не зависали намертво при загрузке, то обязательно вылетали на рабочий стол при смене карты или прямо во время боя, безо всякой видимой причины. «Тридцатьчетверки» застревали в полуметровых заборчиках, солдаты проходили сквозь бетонные стены, а артподдержка накрывала разрывами воздух в полусотне метров над землей… В статистику вообще было боязно заглядывать — там обитали целые дивизии якобы уничтоженных танков, бесплатно раздавались «ачивки» за снайперскую стрельбу и прохождение кампании.
Но ошибки — дело поправимое. Патчи выходили оперативно, удаляя недоработки (иногда добавляя новые), и RO2 все хорошела. Наконец, после последней на данный момент заплатки, которая, кроме прочих исправлений, обнуляет забагованную статистику, можно наконец-то сказать, что перед нами полноценная игра.
Система морали в действии. Когда рядом артобстрел, вряд ли в кого-то попадешь — не видно ни черта.Настоящая война
Незнакомым с серией Red Orchestra может показаться, что это еще одна Battlefield. Почти такое же разделение на классы, бронетехника, захват точек, прокачка оружия — разве что карты поменьше и нет авиации. На самом деле не все так просто. Поначалу умирать придется часто и не только из-за кривых рук. Все потому, что для убийства почти всегда хватает одной пули в туловище или голову. Если попали в руку или ногу, то и это не спасает: не успел перевязаться — истечешь кровью и скоро помрешь. Правда, перевязка происходит так быстро, что по сравнению с вполне реалистичной системой повреждений смотрится немного нелепо — боец будто шнурки завязать присел.
Вообще, авторы пытались как можно больший упор делать именно на реализм происходящего. Солдаты устают уже после нескольких секунд бега, присутствует правдивая баллистика, а пули и снаряды пробивают некоторые препятствия (прятаться от пулеметчика за деревянной стенкой — плохая идея). Новинка для шутеров — моделируется моральное состояние персонажа: когда на ваших глазах погибает товарищ, картинка теряет цвет, изображение расплывается, становится слышно сердцебиение и тяжелые вздохи нашего бойца — страшно ему. То же самое происходит при близком артобстреле или когда враг кладет пули совсем рядом.
Во время пиар-кампании создатели вовсю нахваливали свою систему укрытий. Да-да, это сейчас модно, поэтому в RO2 тоже можно по нажатию кнопки «прилипнуть» к стенке и, высунув ствол из-за угла, стрелять в сторону врага. Иногда даже кого-то убиваешь. Ничего нового? Если не считать, что все это с видом от первого лица, то действительно. Хотя, если честно, выглядит красиво эта фича только в роликах, а в игре порой даже мешает (особенно если учитывать то, что одна кнопка действия отвечает и за подбор оружия, и за укрытия, и за использование стационарного пулемета).
Звуковое сопровождение выше всяких похвал. Стрельба, взрывы, лязг гусениц и рев моторов сделаны как надо, с этим все в порядке было и в первой части. А вот с озвучкой получилось не так гладко: в «забугорной» версии «Героев Сталинграда» советские солдаты разговаривают на жуткой смеси из английских слов и русского мата. Иногда получается забавно, но все-таки возгласы типа «Tovarisch, cover me!», да еще произнесенные с ужасным псевдорусским акцентом, режут слух. Не хотите цирка — ставьте отечественную локализацию, она куда лучше оригинала.
Из-за маленького размера локаций никакой тактикой и не пахнет. Командир лишь указывает, какую точку захватывать или оборонять, кидает дымовые гранаты и вызывает артудар в трудные моменты. Не хватает разнообразия в технике и по-настоящему больших карт, какие, например, были в дополнении к первой части Red Orchestra — Darkest Hour. Вот там уж было где развернуться полководческому таланту. Нет, еще одной ArmA не надо, но в Heroes of Stalingrad успех команды большей частью зависит от личного умения отдельных игроков, а не от грамотного командования. Ждем DLC?
MG-34, как и все остальное оружие, отрисован до мельчайших деталей. С текстурами поверхностей дела куда хуже.Спасение рядового Иванова
С тем, что Heroes of Stalingrad не похожа на остальные боевики, не поспоришь. И почти все отличия в пользу Tripwire Interactive, которой удалось сделать действительно оригинальную игру — баланс между реализмом, динамикой действия и кинематографичностью происходящего приводит к тому, что складывается ощущение, будто смотришь фильм о войне от первого лица. Причем не какую-нибудь клюкву типа «Враг у ворот», а серьезную картину, где противник совсем не тупая массовка. И это все в сетевом режиме — значит, здесь не будет скриптовых сценок и врагов, возрождающихся за углом по велению гейм-дизайнера.Есть такое ощущение, что у западных разработчиков вся Великая Отечественная умещается в два сражения — Сталинградскую битву и штурм Берлина. Именно эти два города чаще всего встречаются в проектах, посвященных боям на Восточном фронте.
Как видим, Tripwire Interactive не исключение, но тут чувствуется совершенно другой подход к изучению темы. Авторы выезжали в Волгоград, тщательно осматривали места боев, консультировались с экспертами. Все это лучшим образом сказалось на аутентичности карт — некоторые территории в RO2 выглядят один в один как на фотографиях времен войны.
Сталинградский элеватор — реальный и виртуальный:
Но Red Orchestra 2 берет другим. Бежишь по полю в атаку, рядом падают убитые товарищи, командир вызывает артобстрел и ставит дымовую завесу, в числе немногих выживших врываешься во вражескую траншею и в штыковом бою захватываешь точку. Взяв снайперскую винтовку, лезешь на крышу разбитого бомбежкой дома и «снимаешь» ничего не подозревающих супостатов, пока противник не сообразит что к чему и не направит на уничтожение надоедающего стрелка целый танк. Или сам трясешься в железной коробке, пытаясь сквозь триплексы разглядеть вражескую бронетехнику (привет, World of Tanks). От подобных моментов дух захватывает.
Конечно, когда со временем первый восторг проходит, начинаешь замечать большие и не очень ляпы. Чуть ли не на каждом здании написано, что именно этот дом «…отстоял гв. сержант Яков Федотович Павлов», отважные танкисты на сорокаградусном морозе смело хватаются за ледяной металл люков голыми руками, а залп «Катюш» не в состоянии разломать небольшой сарайчик…
«На горе, на горочке стоит колоколенка…»***Red Orchestra 2 — идеальный выбор для тех приверед, кому Armed Assault не по душе из-за высокой сложности и неторопливости геймплея, а Call of Duty и Battlefield показались слишком казуальными. Да и остальным стоит попробовать свои силы в битве за Сталинград. Но если Tripwire Interactive не начнет выпускать DLC с новой техникой и картами в самое ближайшее время, то Heroes of Stalingrad постигнет участь первой части серии — кроме относительно небольшого комьюнити об игре через год никто и не вспомнит.
Плюсы: реализм не в ущерб динамике; атмосферная озвучка бойцов; отличные звуки оружия; соответствие локаций реальным местам сражений.
Минусы: отсутствие больших карт; мало разрушаемых объектов; всего две модели техники.
о системе оценок игрНапиши свой обзор
Источник: