Готовя планы по освоению не пройденного материала, берут в расчет то, как предмет коррелируется с другими. Помимо своей основной функции в виде теоретической основы, он выполняет также и более важную функцию — формирует и создает основу для возникновения широкого мировоззрения школьника. Широко известный факт, что все знания о природе приходят к нам из нескольких наук, а именно физики, биологии, астрономии и химии. Помимо них есть более мелкие науки. Данные об окружающем мире присутствуют в этих науках не изолированно. Существует очень прочная взаимосвязь между ними. Соответственно, если чаще обращать внимание на эти связи и учитывать их познания учащихся будут, естественно глубже и качаственнее.
Для начала следует определить методы работы над новым материалом. И опять исходим из целей урока: каждый вопрос, каждая картинка, конкурс по математике, опыт, диафильм, кинофрагмент, кодограмма, первоисточник — все подчинено оптимальному достижению общей или частной цели. Загромождение урока обилием дидактических средств говорит о его непродуманное, плохом плане.
Далее ищем оптимальное сочетание действий учителя и учащихся во всех фрагментах изучения нового материала. Определяем, что сообщает учитель, как он это делает, что диктует, где, когда и как работают ученики, на какие вопросы, в каком месте и с какой целью они отвечают. Это, пожалуй, наиболее трудный и ответственный момент планирования. Чаще всего эффективность урока снижается от просчетов учителя именно в этих действиях.
Иногда урок целесообразнее начать прямо с изучения нового материала. Однако такое начало должно быть каким-либо образом подготовлено.
Планируя закрепление, вначале определяют те знания, которые подлежат закреплению. Каждое упражнение, задача, вопрос подчинены этой цели. Определяется и форма их выполнения (самостоятельно, с комментариями учителя, учеников, по группам и т. д.).
Наконец находим оптимальное место, время и объем домашнего задания, имея ясное представление о содержании следующего урока. Это одно из важнейших условий эффективности домашнего задания. Обязательно продумывается, как объяснить домашнее задание, на что обратить особое внимание, какими способами его выполнять.
Заканчивается тематическое планирование подведением итогов урока или проведением дистанционной олимпиады или конкурса. Это не просто. Надо найти их точную форму и содержание. Время — одна минута. Но ее нельзя брать у перемены. Так из огромного материала, которым располагает учитель, в процессе анализа прикидок, отсечения лишнего рождается урок.
Рассмотрим кратко вопрос о записи плана в специальной тетради. Структура плана, его объем, степень подробности зависят от особенностей личности учителя, его опыта и стажа работы. Конспект плана не является «лицом» урока. Если урок был слабый, то самый тщательный, подробный план, даже составленный опытным методистом, не оправдывает учителя.