Привычные нам игровые контроллеры не слишком изменились с середины 80-х годов 20 века. Аналоговые стики и триггеры на геймпадах появились в середине 90-х годов, когда популярность трёхмерных игр возросла и появилась резкая необходимость адаптировать под них управление, но в целом внешний вид контроллеров популярных игровых систем существенных изменений не претерпевал, поэтому даже современный ребёнок пяти лет знает, что контроллер от «Денди» — это от видеоигры, не теряется и начинает увлечённо тыкать кнопки, наблюдая за происходящим на экране.
Но среди контроллеров были и исключения. Многие производители игровых систем стремились сделать свой продукт уникальным, непохожим на остальные устройством. В погоне за футуристичностью, необычными возможностями и в стремлении сделать что-то из ряда вон выходящее, они порой чересчур увлекались.
Иногда разработчикам действительно удавалось сделать что-то интересное и нужное. Например, контроллер-коврик для серии танцевальных симуляторов Dance Dance Revolution или геймпад-гитару для Guitar Hero — с такими устройствами играть действительно становилось интереснее и проще, а возможности, предоставляемые контроллером, поднимали вовлечённость в игровой процесс на совершенно новый уровень, обеспечивая играм отличные продажи и культовый статус, но сегодня речь пойдёт не о них. Давайте посмотрим на то, как не надо делать игровые контроллеры!
Atari Mindlink
Контроллер Atari Mindlink так и не поступил в продажу, но когда он находился в разработке, создатели заявляли, что это устройство позволит управлять игровым процессом силой мысли. В действительности Mindlink использовал вместо обычных нажатий кнопок движение лицевых мышц, которые, по замыслу создателей, должны были обеспечить игрокам новый и интересный игровой опыт. Для этого инновационного контроллера даже сделали целых шесть рабочих прототипов игр, которые были представлены общественности на Consumer Electronics Show. К сожалению, те, кому посчастливилось опробовать устройство на себе, вместо ярких игровых впечатлений получили только усталость и головную боль. Сожалея о потраченном времени, геймеры один за другим покидали демонстрационный стенд Atari, а сам Mindlink вскоре после этого покинул недра исследовательских лабораторий и отправился на свалку истории.
Fragmaster
Когда два устройства отлично работают сами по себе, велик соблазн сделать революцию, объединив эти два устройства в одно. В нашем случае разработчики решили соединить в одном устройстве клавиатуру и мышь. Нет, речь не о клавиатуре с тачпадом или трекболом, всё гораздо хуже. Fragmaster, который можно увидеть выше, необходимо было перемещать по кругу вместо того, чтобы, например, спокойно прицелиться мышкой. Стрелять, прыгать, разгоняться и делать множество других вещей предлагалось с помощью кнопок, расположенных на контроллере. Удобно? Учитывая скорость и удобство прицеливания обычной мышью или стиком простого игрового геймпада, любой здравомыслящий геймер ни за какие коврижки не согласился бы купить Fragmaster. Впрочем, если это изделие компании ThrustMaster вас впечатлило, можете попробовать поискать на Amazon, например, — они до сих пор продаются по сравнительно небольшой цене.
Контроллер-бензопила Resident Evil для Nintendo GameCube
Этот контроллер был выпущен для игры в Resident Evil 4. И хоть игра многим нравится, пережила не одно HD-переиздание, порадовав фанатов серии на разных платформах, сам геймпад-бензопила стал для игроков настоящим эргономическим кошмаром. Две ручки, за которые бензопилу необходимо держать, расположены слишком далеко друг от друга, а кнопки расположены очень неудобно, их просто не получится нормально нажимать. Впрочем, контроллер отлично впишется в интерьер и станет украшением коллекции любого фаната Nintendo и Resident Evil.
Tony Hawk Ride Skateboard
Профессиональный скейтбордист Тони Хоук с первых дней принимал самое деятельное участие в развитии игровой серии Tony Hawk’s Pro Skater, поэтому контроллер-скейт для очередной игры он лично представил фанатам со сцены. Выпущенный в разгар популярности Nintendo Wii, скейт был, казалось, создан для того, чтобы дарить новые ощущения игрокам. Но, как оказалось, реклама — единственное место, где людям удалось на нём комфортно покататься. На деле доска оказалась довольно сложной и ненадёжной игрушкой, буквально принуждающей игрока осваивать все тонкости кривоватого управления вместо того, чтобы просто погрузиться в мир виртуального скейтбординга.
Панель управления Steel Battalion
Скейт-контроллер вызвал со стороны поклонников шквал критики в свой адрес за то, что оказался не очень удобным. Но это всё цветочки по сравнению с панелью управления танка из Steel Battalion для оригинального XBOX! Да, этот контроллер сделан для одного игрока и, вероятно, пришёлся бы по вкусу фанатам танковых симуляторов своей реалистичностью, однако, если сравнить его с обычным контроллером от XBOX, становится понятно, что всё не так однозначно. Трёхпанельный гигант шёл в комплекте с педалями и, судя по всему, не слишком порадовал фанатов. Интересно, что скажут про него поклонники World of Tanks?
Guitar Hero Grip
Популярная серия игр про рок-музыкантов выходила на разных платформах, не обошла она стороной и портативную игровую систему Nintendo DS Lite. Подключать к карманной игрушке полноценную гитару никто не решился, поэтому для неё был разработан специальный контроллер, который крепился к консоли в разъём для картриджей от Game Boy Advance. Чтобы начать играть метал и дико рубиться, всего-то нужно было вставить картридж в консоль, контроллер в разъём, продеть через специальную лямку одну руку, и, держа консоль на манер раскрытой книги, другой рукой жать в появляющиеся на экране струны специальным стилусом-медиатором. То ещё удовольствие. Игровой процесс неизбежно приводил игроков в уныние, граничащее депрессией. Жаль, что к игре для DS не выпустили дополнения Post rock Hero — уж оно бы наверняка хорошо пошло, контроллер отлично создавал нужную атмосферу.
Power Glove
Пожалуй, одно из самых известных периферийных устройств, не сыскавших популярности и с треском провалившихся. Перчатка Power Glow была разработана для игры с помощью движений. Устройство оборудовано двумя передатчиками, посылавшими сигналы на три других датчика, установленных в зоне действия перчатки. Связь между ними была крайне нестабильна, да и всех тонкостей движения руки она не передавала, постоянно давая сбои и уродуя игровой процесс. Ещё хуже дело обстояло с играми: все две игры, «Super Glove Ball» и «Bad Street Brawler», созданные для этой перчатки, продавались отдельно. Покупка такого козырного набора влетала в копеечку, а удовольствие доставляла сомнительное.
Источник: