История поисковых систем интернета
Представьте мир, где нет Гугла. Где, нет возможности узнать всю информацию о любом человеке, услуге или товаре. Попробуйте за три минуты найти ближайшую парикмахерскую, нотариуса или грузоперевозки «Motor-M», что бы быстро доставить поклажу домой. Тяжело? А, какой ВВП Казахстана? А, что принять при простуде или как вызвать скорую? А, может, Вы ищете амортизаторы или хотите купить микроавтобус? Представьте, что ещё десять лет тому назад не было никакого Гугла, а ещё пятью годами раньше проводить поиск в интернете, вообще, не представлялось возможным. Это была огромная проблема. Зачем нужна компьютерная сеть, если Вы не знаете куда по ней идти?
Компании, которые приложили руку к созданию поисковых систем давно вошли в историю интернета. Никто не мог найти ответ на вопрос кроме двух молодых студентов. Это амбициозные и быстрые предприниматели, которые заработали на этом миллиарды. Учитывая, что в сети находится около ста пятидесяти миллионов сайтов и страниц, технологии которые управляют поиском кажутся чудом. И, это чудо мы принимаем как должное забывая, что раньше интернет выглядел как списки подчёркнутых строк. Поиски необходимой информации представлялись невозможными. Лишь по чистой случайности, путешествуя от одной ссылки к другой Вы могли наткнуться на что то полезное.
Что бы понять как работал поиск нужно вернуться в те времена, когда Гугл ещё не существовал. А, бал правили компании Яху и Икссайт, которые и дали миру первые поисковики, но стали злейшими конкурентами. Силиконовая долина в калифорнии, это полоска земли в пятьдесят километров, где создают будущее обогащаясь при этом. Здесь находятся самые крупные интернет — корпорации в мире. Но, центром который движет все технологии в индустрии является Стэндфордский Университет. Из него исходят корни поисковых систем.
Именно там два студента, которые были брошены на произвол судьбы своим преподавателем, ковыряясь в компьютере наткнулись на идею поисковика. Они пытались структурировать информацию, что касается баскетбольных лиг и выискивали новости. Так зародились первые директории, которые собирали в себе нужную информацию. Это облегчило задачу, но поиск по категориям и под категориям занимал всё больше и больше времени с нарастанием новых сайтов. Такую же работу проделали и ещё пару очкариков желающих структурировать данные сайтов. Сайт начал принимать на себя большое количество посетителей и потому ему дали название «Яху», которое отображало восторг.
Это была великолепная идея, но потребовались и вложения. В силиконовой долине денег, куры не клюют. На помощь пришла венчурная компания. На заре интернета никто не думал использовать сеть в целях обогащения. Сама по себе идея считалась ересью и даже злом. Велись целые споры по мере формирования интернет культуры. Интернет пользователи разделялись на группы, каждая из которых отстаивала свои мнения. Предметом спора всегда была реклама. Столетняя история СМИ показывала, что там где есть аудитория можно продавать рекламу. С другой стороны были утописты которые верили, что интернет станет раем для свободы слова. Яху изначально не планировалась как коммерческая среда. Люди не зарабатывали там денег, так как основными пользователями были студенты, которые занимались исследованиями и просто искали информацию.
Перед создателями стала проблема монетизации сайта так, что бы не отпугнуть пользователей. Это был очень рискованный шаг. Они стояли перед вопросом или разместить рекламу, что могло взбудоражить пользователей, или же потерять предприятие не оправдав вложения. Реклама, это был выбор из одного единственного варианта. В 1995 году, Яху впервые начало принимать заказы на банеры скрестив пальцы на удачу. Но, опасения оказались напрасны. Количество пользователей росло с каждым днём, а списки желающих воспользоваться рекламными услугами увеличивались в разы. Яху первой доказало, что в интернете можно зарабатывать деньги. Это был решающий момент в истории давший старт интернет буму. Также, появился целый ряд конкурентов.
Одним из главных стал Икссайт. Этот ресурс, в отличии от Яху, работал уже на программном управлении. То есть, при вводе запроса программа выходила в интернет и искала конкретные страницы с похожими названиями. К 1997 году интернет взорвался от желающих посетить новые ресурсы. Эти поисковые площадки стали экраном для рекламы, развлечений, почтовых услуг и так далее. В каталогах можно было найти много чего. Компании рекламировали всё, от детских колясок до грузовое такси «Motor-M». Не было ниши, которая не имела места там быть. Люди пытались привлечь к себе всё больше и больше клиентов, а порой это доходило до абсурда. Но, из — за большой конкуренции и множества манящей рекламы поисковики стали всё дальше и дальше отходить от главной цели. Пользовательские запросы приводили людей только на сайты с ненужным содержанием и рекламой.
На фоне всего этого беспорядка появилась компания с ещё более дурацким названием «Гугл», которую основали тоже пара студентов. В интернете сайты бились за первые места в выдачи и из этого стало понятно, что лучше всего ввести метод ссылающихся ссылок. Таким образом можно будет определять популярность и рейтинг сайта. То есть, ссылки стали восприниматься как рекомендации для сайта и этот подход полностью изменил принципы поисковых систем. Мы и сегодня пользуемся тем самым методом поиска, что сделало интернет более качественным и полезным.
Автор: Маргагита Савельева