«Здесь я чувствую себя как дома». Бельгиец, который влюбился в Россию и стал своим

Данни сборная Бельгии Николас Ломбертс болельщики Лучано Спаллетти Зенит РФПЛ Дик Адвокат Лига Европы

Вадим Кораблев — о Николасе Ломбертсе, принявшем решение уйти из «Зенита» после 10 лет в Петербурге.

24 февраля 2009 года Нико был взбешен. На днях он дал интервью бельгийскому изданию Voetbalkrant. Статья получилась ужасной: журналист переврал слова футболиста о России. Вышло так: «Возможно, Россия коррумпирована, но по мне так лучше заплатить 50 евро гаишнику, чем ездить повсюду с ограничением в 30 или 50 км/ч». А еще так: «Периодически мы выбираемся с игроками куда-либо, выпить водочки. Раньше я пил водку, смешивая с колой, но лучше в России этого не делать». И даже так: «Тому, кто придумал всю эту ковбойскую историю с покупкой Кубка УЕФА в России лучше не появляться. Путин и Медведев — наши фанаты».

Злость Нико не знала границ. Он взял телефон и набрал номер горе-писаки: «Какого черта ты наделал?» Уже ближе к ночи Ломбертс позвонил и российским журналистам из петербуржского интернет-издания. Ему было важно, чтобы никто не воспринял этот кошмар всерьез. «Вся статья — полный бред, — начал Нико, — Я надеюсь, что в России не все прочитают это, потому что я действительно люблю эту страну. Они же хотели испоганить мое имя и просто поиметь меня», — монолог защитника закончился матом.  

Нико чуть пришел в себя и уже более взвешено вел беседу. Он рассказывал о своей девушке, Эрмитаже, доброжелательных людях и намерении выучить язык. Диалог подходил к концу, настроение футболиста улучшалось. Кажется, скандальное интервью не ударит по его репутации. Он третий год жил в России, и ему действительно здесь нравилось.

***

Ломбертс вырос в Брюгге, в 500 метрах от стадиона местной команды. Папа работал тренером в ее академии. Мама – домохозяйка. Когда Нико было три года, отец подарил ему первый футбольный мяч. Сыну нравилось гонять его в саду. В шесть лет Нико впервые попал в академию. Свою дебютную игру провел под шестым номером. С тех пор и полюбил. Начинал нападающим. Однажды даже удалось забить 10 голов в одном матче. «В детстве я был худым и высоким, не хватало мощи. Сначала меня перевели на левый край полузащиты, затем я стал играть десятку, восьмерку, левого защитника и, наконец, центрального», — вспоминал Нико. Отец, который позже стал работать юристом, на футболе не настаивал. Ломбертс-младший осознанно сделал выбор.

Летом 2007 года на 22-летнего защитника «Гента» вышло сразу три клуба. Особенно настойчиво вел себя Президент киевского «Динамо», который позвал Нико на переговоры в Монако. Бельгиец отказался. Его манила берлинская «Герта», о чем знало руководство «Гента». Однако у боссов были несколько иные планы. Третье предложение сделал «Зенит». Русские обещали в два раза больше денег, чем конкуренты, поэтому Нико посоветовали сначала съездить в Петербург и увидеть все своими глазами. Вдруг передумает.

«Когда приземлился в Пулково-2, то ахнул. Аэропорт выглядел старомодным и не современным. Московский проспект тоже не впечатлил, какие-то старые советские здания. Это отличалось от тех фотографий, что я видел в интернете. Но когда доехали до центра, я понял: Питер прекрасен! Невский, набережные и каналы, все так красиво! Я был поражен и подумал: «Окей, здесь будет классно жить», — вспоминал Ломбертс в беседе с корреспондентом «Матч ТВ».

Но начиналось все далеко не радужно. После перехода Нико позанимался с командой всего пару-тройку раз, не успел толком ни с кем познакомиться, как ему уже предстояло выйти на поле в домашней игре с «Ростовом». Все дело в том, что сразу пять защитников команды (Анюков, Хаген, Крижанац, Риксен и Шкртел) были травмированы. Ломбертс так еще никогда не волновался. Как назло бушевал ливень. «Если здесь всегда так холодно летом, то это просто ад», — сокрушался Нико. На 40-й минуте он нарушил правила в своей штрафной. Судья дал пенальти в ворота Малафеева, а защитник подумал: «Хуже и быть и не может». Но голкипер потащил удар Михаила Осинова, а «Зенит» в итоге выиграл 2:0.

Следующие две встречи Ломбертс пропустил, получив шанс в гостевой битве с московским «Динамо». На 48-й минуте Фатих Текке вывел питерцев вперед (2:1), но спустя какие-то мгновения еще бело-голубой Мигель Данни пробил из пределов штрафной, и мяч угодил в руку Нико. На этот раз Малафеев не спас. «Зенит» проиграл 2:4.

Не успел Ломбертс отойти, как меньше чем через месяц с ним произошла совсем дикая история. Сборная Бельгии прилетела в Алма-Ату на матч отбора к Евро-2008. Когда футболисты вышли на поле, неизвестный вор приметил штаны Нико, где находились бумажник с парой тысяч евро, кредитные карточки, водительское удостоверение и два мобильных телефона. Со всем этим добром злоумышленник вылез в окно и скрылся. После игры Ломбертсу пришлось просидеть в местной полиции, которая вместо оказания какой-либо помощи, заставила футболиста подписать заявление об отсутствии претензий. Разобраться удалось лишь время спустя, добившись компенсации от футбольной ассоциации Казахстана. Помогла ФИФА.

***

Сейчас, по прошествии лет, Ломбертс смело может попросить «вернуть свой 2007-й». Чемпионский матч в Раменском он запомнил на всю жизнь: «Мы играли не очень хорошо, были сильно напряжены, но при этом понимали, насколько важен результат. Когда Домингес в конце матча выбил мяч в перекладину, мое сердце чуть не остановилось! К счастью, мы победили, и это был один из лучших дней в моей жизни! У меня на столе есть фотография с той игры, и иногда, когда мой взгляд падает на это фото, я как будто возвращаюсь в прошлое. Это был один из самых счастливых дней в моей жизни», — рассказывал Нико рупору фанатского движения питерцев – сайту «Ландскрона».

Победа в чемпионате стала только первой фазой счастливой петербуржской жизни Ломбертса. Но перед тем как занять наблюдательную позицию, судьба затеяла для Нико контрольную проверку.  21 февраля 2008 года «Зенит» в 116-ой Кубка УЕФА приехал на «Эль-Мадригал» играть ответку с «Вильярреалом». Домашняя победа 1:0 не выглядела крепко, поэтому второй матч все ждали с опаской. «Вильярреал», в котором жгли Йон-Даль Томассон, Нихат и Робер Пирес уже в начале мог забить два-три раза. «Зенит» спасали удача и Малафеев. На 30-й минуте Диего Годин сфолил на Файзулине. Со штрафного Радек Ширл закрутил мяч на дальнюю, где Ломбертс перепрыгнул Диего Лопеса и скинул «круглого» Погребняку на пустые ворота. Питерцы забили гол, который вывел их в 1/8-ю, но Нико сильно ударился ногой об штангу. Поле он покидал на носилках.

Защитник впервые задумался: «Что будет с моей карьерой дальше?» Сине-бело-голубые прошли сначала «Марсель», затем «Байер» и «Баварию». Еще никогда Ломбертсу так не хотелось выйти на газон и помочь своим партнерам. Он так и не сыграл в финале, но все прекрасно помнили, чьим здоровьем «Зенит» пожертвовал, чтобы добыть трофей.

***

С тех пор в петербургском клубе произошло немало: менялись тренерские стили, бунтовавшие игроки, подход к трансферному рынку, завоеванные и нет трофеи. Современная история «Зенита» — это в том числе и история Николаса Ломбертса. Бельгиец уникален тем, что о нем всегда говорили, когда речь шла о победах и ни разу, когда затрагивались внутренние пересуды. Нико последовательно избегал всего дурного, рассматривая «Зенит» не как промежуточный этап карьеры, а как значимую часть жизни.      

За это его и полюбили в Петербурге. Фанатское движение в лице защитника всегда имело на поле своего парня, который любил рассказывать журналистам обо всех прелестях пиротехники и перфомансов. «У нас фантастические фанаты. Когда я вижу, сколько болельщиков поддерживает нас на выездах, я по-настоящему восхищаюсь. Куда бы мы не поехали, хоть в Европу, хоть в Грозный, хоть в Москву, нас всегда поддерживают наши фанаты. В Бельгии мне просто не верят, что такое возможно. Понимаю, что многие болельщики тратят иногда последние деньги на билеты, которые здесь совсем недешевые, и я это очень ценю! Поэтому мы должны играть и биться для них», — говорил Ломбертс «Ландскроне». Само приглашение защитника на такое интервью выглядело вполне показательно.

«Мне нравится олдскульная фанатская субкультура: люблю файеры, заряды, песни, которые они поют от начала и до конца игры. В Европе все чаще люди сидят молча, как будто пришли в кинотеатр. А меня впечатляет, когда болельщики раздеваются по пояс при минус 15 и отчаянно болеют за свою команду. Я уважаю их, они проявили уважение ко мне, у «Зенита» лучшие болельщики», — рассказывал Нико уже «Матч ТВ».

Менее резвых поклонников «Зенита» Ломбертс брал не всегда свойственной футболистам эрудицией. В том же интервью защитник с легкостью превратился в эксперта с телеканала РБК и выдал это: «Dow Jones достиг 20 000 пунктов, это наивысший результат в истории. В ходе предвыборной программы Трамп заявил, что инвестирует в экономику США серьезные средства. Европейские рынки зависят от американского, они пошли вверх. В целом экономика по всему миру чувствует себя уверенно. Но все равно сейчас сложный момент для инвестиций. Заходить на рынок рискованно, котировки высоки и есть шанс, что вскоре последует спад…»

Нико умело говорит на четырех языках: нидерландском, французском, английском и немецком. Сдержав обещание, бельгиец неплохо освоил и русский. В апреле 2016-го в шоу «Культ Тура» он поразил всех, блистательно спев гимн России.

В январе того же года с Ломбертсом беседовал журналист бельгийского журнала De Zontag. «Могли бы вы остаться в России насовсем?», — так звучал один из вопросов. «Я чувствую себя здесь как дома, да. Русские подозрительно относятся к чужакам и туристам. Наверное, это какие-то пережитки коммунизма, не знаю. Но когда они познакомятся с вами поближе – опустошат ради вас свой холодильник! И тогда вы поймете, что они очень теплые и гостеприимные люди», — ответил Нико.

***

Однако уже после окончания сезона 2016/2017 Ломбертс  вернется на родину. Нико хочет играть, но Мирча Луческу не видит его в старте. 32-летний защитник вместе с женой Каролиной и дочкой Викторией переедут в Остенде – крупнейший город на берегу Северного моря. Местная команда заключила с Ломбертсом 3-летний контракт.

«Зенит» за последние годы распрощался с огромным числом игроков. Ко многим было приковано невероятное внимание, но со времен Тимощука никто не удостаивался действительно больших проводов. Ломбертс и Петербург подарили друг другу 10 лет и, конечно, в конце этого сезона мы увидим еще одно трепетное прощание со слезами на глазах.

Николас Ломбертс уходит. А вместе с ним и целая история.   

Фото: Никита Попов; «Ландскрона»; Getty Images 

Источник: http://www.sports.ru/