Заметки из Хельсинки

чемпионат мира Ксения Столбова Федор Климов пары Чарли Уайт

Предисловие. Почти все представленные фото сделаны мной на камеру планшета, исключительно для личного пользования и на память. Они не самого высокого качества, но и запись в блоге — не репортаж новостного агентства. Так как я не обладаю профессиональным объективом, навыками фотографа и соответствущей аккредитацией, то и на лавры фотокорреспондента не претендую. Все фото по клику будут доступны в большем размере, так как саму запись я не хочу перегружать большими размерами картинок.

Мечта о поездке в Хельсинки на ЧМ появилась у меня в тот же самый момент, когда ISU объявил об этом решении. Два последних года вместе с питерской подругой мы вынашивали планы, собирались устроить грандиозную поездку с прогулками, шоппингом и прочими туристическими радостями. Но время шло, евро рос, жизнь поворачивалась то так, то эдак, и в итоге до столицы Финляндии я доехала в гордом одиночестве.

Билеты у меня были только на КП и ПП пар. Билет на КП включал в себя ещё билет на церемонию открытия, которую я смотреть, честно говоря, вообще не хотела, но всё-таки посетила. Нисколько потом не пожалела, но об этом ниже.

Hartwall Arena выглядит минималистично: серый цвет, стандартная конструкция здания. Далеко не такая яркая, как красно-синий «Мегаспорт» в форме улитки, но всё же заметная издалека.

Внутри несколько этажей, но большинство из них доступны только персоналу арены либо аккредитованным лицам. Между этажами можно передвигаться на лифтах, доступ в которые охраняют секьюрити. С помощью лифта спортсмены и журналисты попадали в пресс-центр, в точку питания, на тренировочную арену, в микст-зону, в разминочный зал. Для простых смертных, для зрителей то есть, арена представляет собой два уровня — верхний и нижний, с разными входами. Оба уровня можно обойти по кругу. Кто бывал в «Мегаспорте» на верхнем ярусе, тот знает, что в коридорах верхнего яруса значительно меньше пространства, чем на нижнем, буфет был всего один, туалетов мало, и везде были огромные очереди. В финском дворце оба яруса мне показались равноценными как по ширине коридоров, так и по удобствам. Ни в одной очереди, будь то вход или буфет, я не провела дольше 7 минут. 

Прямо внутри арены продавались цветы. Одна розочка — 6 евро, букеты от 20 евро. 

В продаже можно было найти симпатичные сувениры по несимпатичным ценам. Особенно меня умилили муми-тролли на коньках. Впрочем, милых и забавных муми-троллей можно встретить почти на любой сувенирной продукции из Финляндии. Захотелось даже книжку найти дома и перечитать…

Известные фирмы-производители коньков и лезвий устроили мини-выставки продукции и раздавали открытки с изображениями фигуристов, которые используют данные модели. У меня в коллекции оказались открытки с Уивер/Поже, Волосожар/Траньковым и Лизой Туктамышевой от Risport, с Машей Сотсковой от Jackson. Стенд Edea атаковали японцы и расхватали открытки с Юзуру Ханю буквально за пару минут. Открытки были без автографов, просто распечатанные на картоне фото фигуристов и реклама фирмы. Но раздавали их бесплатно, поэтому заканчивались они быстро. 

В истории фигурного катания Финляндии в целом и Хельсинки в частности есть одна яркая страница, и написана она почерком Сусанны Рахкамо и Петри Кокко — чемпионов Европы 1995 года в танцах на льду. А ещё страну тысячи озер на льду прославляли Людовика и Вальтер Якобссоны — олимпийские чемпионы 1920 года в парном катании. Микро-музей, посвященный этим фигуристам, назывался «Two famous finnish skating couples». 

Ну и как же обойтись без лучезарной Кииры Корпи? Её улыбка украшала обложки продающихся журналов и стены в некоторых уголках арены.

Дерево пожеланий — идея далеко не новая, но очень удачная. Я тоже оставила там 2 стикера с пожеланиями двум любимым парам — Ксении с Фёдором и Катюше с Андрюшей. 

«Ксюша, прыгай! Федя, жги!» — фраза, придуманная админами группы пары во «ВКонтакте». Этот лозунг впервые был озвучен в время московского гран-при в 2015 году. Ёмкая фраза мне очень понравилась, и поэтому я написала именно такое пожелание. Из той же серии фраза: «Ксюша, держись! Федя, стой!»

Осмотрев оба яруса арены, я побежала в свой сектор, чтобы смотреть церемонию открытия. К слову, на входе в сектор мой билет уже никого не интересовал. Секьюрити разворачивали людей с напитками в руках, но абсолютно не обращали внимания, в правильный ли сектор пришли зрители. В том же «Мегаспорте», да и в «Лужниках» тоже, в этом плане гораздо строже — даже если попытаешься пройти на своё место через соседний сектор (например, потому что купленное место — крайнее в ряду, и проще пролезть с другой стороны, чем беспокоить весь ряд), сразу же развернут и объяснений не послушают. Возможно, во время мужских и женских ПП на ЧМ всё уже происходило по-другому, так как билеты на эти события раскупили полностью, но в мои оба дня билеты проверили всего по одному разу.

Мои билеты принадлежали категории «Balcony 2» и были самыми дешёвыми. Но я навострилась выбирать места с неплохим обзором даже из таких категорий, поэтому видимость открывалась довольно приличная. 

Церемония открытия проходила в тематике света. Слово «Light» не один раз звучало в названиях номеров. В торжественных речах звучали фразы о 100-летии независимости Финляндии, о чистом спорте без допинга, вкралось даже упоминание недавно прошедшего в Лахти чемпионата мира по лыжным видам спорта. Церемония пролетела быстро, у меня ни разу не возникло ощущения, что мне скучно или неинтересно.

Эту балетную труппу во время одного из номеров разместили по 1-2 человека по проходам между рядами, где они и танцевали. Я их щелкнула на память буквально за минуту до начала церемонии. Кажется, им от этого стало весело)) Позировать и улыбаться я не просила, просто достала планшет и навела объектив, думая остаться незамеченной.

Во время соревнований мне открывался вот такой вид на лёд. 

На экране под потолком во время разминки показывалась подробная информация о спотсменах: фото, возраст, достижения, season’s best. После проката на том же экране выводились посты из твиттера с хештегами ЧМ (на нижней полосе, той, что на фото закрашена синим, красным, жёлтым и зелёным). Под перетяжкой с флагами стран-участниц (между верхним и нижним ярусами) можно разглядеть ещё одну светящуюся полосу по периметру арены. Это тоже интерактивный экран, на который выводились имена спотсменов во время 6-минутной разминки. Вся информация украшалась небольшими цветочками: красным, синим, жёлтым и зелёным. Эти 4 цветочка можно было найти повсюду — в коридоре на полу, на аккредитациях, на указателях. Ненавязчивое украшение, очень хорошо вписывающееся в общую атмосферу праздника. Да, это был праздник. Без излишнего пафоса, без бешеного ажиотажа и дорогих шоу. 

Не могу не отметить удобство кресел! Почти как в питерском «Юбилейном» (тоже мягкие), но ещё более удобные. Даже если просидеть весь день — не устанешь. Пластиковые стульчики «Мегаспота» и «Лужников» для меня кошмарны, потому что постоянно затекала поясница от долгого сидения. Я голосую за то, чтобы в Хельсинки почаще проводили главные старты))

О самих соревнованиях писать сложно, потому все сами всё видели по ТВ или в интернете, читали интервью, изучали протоколы. Аналитиков на этом сайте полно и без меня, да и потом, я же всего 2 программы из 8 посетила. Знакомые мне жаловались, что показ был не лучшим: спотсменов показывали то из-под потолка, то по отдельности во время прыжков и дорожек. Это, наверное, один из немногих минусов в организации чемпионата. 

Очень много местных было на открытии и на первых разминках пар. Финскую пару поддерживали так мощно, будто они — претенденты на золото. К слову, большая часть местных ушли сразу после их проката. Некоторые досидели до конца группы. А потом уже остались только заезжие зрители.

Понравилась вторая немецкая пара — Минерва Фабьен Хасе и Нолан Зигерт. В целом меня расстроил уровень европейских пар. Вот вроде бы приличная пара из Австрии — но не попадает в ПП. Белорусы тоже ведь неплохо смотерелись на ЧЕ, а на ЧМ — мимо ПП. Забавно ещё было посчитать, сколько бывших россиян и россиянок катались в парах на этом ЧМ: Екатерина Александровская, Татьяна Данилова, Андрей Новосёлов, Любовь Илюшечкина, Антонио Соуза-Кордейру, Дарья Беклемищева, Юлия Щетинина, Никита Ермолаев. Итого 8 человек насчитала.

Наше телевидение почему-то не жалует 6-минутную разминку, а это чуть ли не самое интересное. Например, некоторые пары пробуют один и тот же элемент много-много раз, и потом можно в прокате оценить, удалось ли им справиться с проблемным элементом или нет. Ещё можно понаблюдать, как взаимодействуют друг с другом партнеры. Кому-то достаточно кивка и переглядывания, кому-то нужно обсуждать подолгу.

Я посчитала, что этот чемпинат мира — 5-ые соревнования с участием Ксении Столбовой и Фёдора Климова, на которых я присутствую в качестве зрителя. Не скрою, я ехала в Финляндию в радужных мечтах о золоте. Я представляла себе, как они выдают два блестящих феерических проката, и как я в слезах смотрю награждение. Мысли ведь материальны, и очень мне хотелось увидеть эту потрясающую пару на первой ступеньке. 

Из всего этого сбылись только слёзы. Я не знаю, что там произошло в КП, выглядело всё очень странно, будто оба были на ватных ногах, хотя на разминке и на раскатке оба улыбались и катались легко, свободно. В общем, я была в таком ступоре, что не поняла ничего. Вот это фото (не моё, естественно), с нервно улыбающимися и в недоумении переглядывающимися ребятами отражает то, что я увидела последним.

Я поняла, что слушать оценки и смотреть дальше соревнования — выше моих сил. Завернулась я в свой российский флаг и выскочила из зала как ошпаренная. Гормон стресса выделялся во мне со страшной силой, слезы застилали глаза, и поэтому я пролетела мимо ближайшей остановки общественного транспорта и поняла это только спустя километр пробежки. Пришлось открывать гугло-карты и продолжать маршрут пешком. В любой другой ситуации я бы, наверное, запаниковала: время около 23:00, темно, абсолютно незнакомый город, мобильная связь у меня работает еле-еле. Но не в этот раз. Стресс гнал меня вперёд. 

В хостеле выяснилось, что почти все постояльцы тоже приехали на ЧМ. Было с кем обсудить, потренировать лишний раз английский, да и вообще знакамства с ФК-любителями из других стран всегда интересны. Одна девушка (не знаю, откуда приехала, забыла спросить, но английский у неё родной) здорово утешала меня, говорила, что русские любят вытаскивать себя из проблем, и всё будет хорошо, и я завтра приеду радостная. 

Следующим днём я исследовала город и старалась совсем не думать о фигурном катании, приберегая силы и эмоции на вечер. Но потом не удержалась, нашла сеть вай-фай и немного посмотрела трансляцию мужской КП. Порадовалась за Фернандеса и Коляду, которые мне симпатичны. Затем поехала на вечернюю ПП пар. Приехала слишком рано, и почти сразу наткнулась на толпу фанатов, которые ждали первую тройку мужчин с пресс-конференции. И вот тут меня накрыло волной негодования и стыда за некоторых соотечественников. Точнее, соотечественниц старшего школьного возраста. Я услышала столь «замечательный» диалог:

— Блин, Коляда такой козел, даже не остановился сфотографироваться ни с кем, его все ждали, а он разочаровал.

— Зато Ковтун милаш, всем автографы дал, надо теперь за него болеть. Медведева, кстати, тоже коза — ну что ей стоило остановиться и расписаться?

— А где Фернандес?

— Не знаю, но вон вроде бы его тренер (показывают на представителя испанской прессы).

— У него же тренер американец.

— Ну где же Хави? Я так его люблю, так мечтаю с ним сфоткаться!

Дальше в поле зрения всех ждущих попал Алексей Быченко, и ещё чуть ниже расскажу об этом. Я же до сих пор пребываю в шоке от того, какое сейчас растет поколение любителей ФК — готовое обозвать спортсмена просто за то, что не дал автограф. Не уважающее спортсменов и их время — мало ли куда спешили Коляда и Медведева, и почему они не остановились перед фанатами. Орущее о любви к спортсмену, но даже не представляющее, кто его тренирует. 

Но в тот момент меня накрыло ещё и всеобщим приступом пообщаться с Алексеем Быченко, и я тоже с ним сфотографировалась, пожелала удачи. К слову, никогда не была его поклонницей и плохо помню, какие у него программы и кто его тренер, но мои пожелания были вполне искренними. Алексей сказал, что ему очень приятно видеть не только азиатских поклонников ФК на этом ЧМ.

До начала ПП пар оставалось около 30 минут, за это время страждущим удалось встретить итальянскую сборную: Николь Делла Монику с Маттео Гуаризе, Маттео Риццо и Луку Ланотте. Лука куда-то спешил, очень галантно просил прощения перед дамами за то, что у него нет времени сфотографироваться со всеми, рассылал воздушные поцелуйчики и игриво говорил: «Чао, лэйдис». 

Алексей Николаевич Мишин с фразой: «Айм сори, май бас эррайвс эт фри минэтс» — дал автографы двум донельзя счастливым финским девочкам, а перед россиянами извинился и развел руками.

А потом наступил звездный час моего разговорного английского, ибо Чарли Уайт, приехавший на ЧМ в качестве работника СМИ, был неимоверно мил, словоохотлив, общителен и улыбчив. Я уже даже не помню, о чём его спрашивала, но на все вопросы он подробно отвечал, попутно фотографируясь со всеми желающими и расписываясь на протянутых бумажках. Это было одним из лучших впечатлений дня!

Затем я помчалась смотреть ПП Ксении с Фёдором. Я пришла во время проката чешской пары, обнаружила, что сеть вай-фай, работающая в коридорах, долетает сейчас и до зрительного зала. И пока раскатывались Ксения с Фёдором, я в красках расписывала знакомым, как шикарно они проезжают вдоль бортов, как они ловят взгляды друг друга с разных концов катка. Я всё это видела не 1 раз, но в тот день ставки были высоки, напряжение у меня зашкаливало, и поэтому любое движение вызывало кучу эмоций.

Прокат ПП пришиб меня. Это почти невозможно описать: один натянутый нерв, пронзительная музыка, резкая хореография, программа, вынимающая всю душу. Программа, в которой НИЧЕГО нельзя упускать. Каждый жест, каждый взгляд — со смыслом. Ксюша не забывала об актерской игре даже во время поддержек, её мимику было очень хорошо видно. Нет, это не напряженная гримаса человека, выполняющего тяжелую работу. Это соответствие образу и программе. Я кричала: «Стой!», бешено хлопала в ладони до звенящей боли и вытирала подкатывающиеся слеёзы. Мне было абсолютно всё равно, что подумают окружающие. Но секьюрити уже поглядывали на меня с подозрениями и явно хотели выгнать или попросить вести себя потише. Впрочем, я быстро затихла — сразу после объявления оценок.

Гифка — шедевр, на мой взгляд. «Вы в нас не верили? Зря!»

«Если вам когда-нибудь покажется, если вам когда-нибудь подумается, если вам когда-нибудь посчитается, что у них ничего не получится, что они посмеют сдаться, что они не смогут быть лучшими, пересмотрите, передумайте, пересчитайте», — написал кто-то в одном из пабликов, сопроводив это гифкой. Я полностью согласна с каждым словом.

Вот ещё фото, которое мне очень нравится. Почему-то именно Столбову и Климова любят фотографировать с этого ракурса в тодесе. И каждый раз, видя такие изображения, я понимаю, почему тодес — это спираль смерти. 

Вернусь к рассказу о ПП. Как я уже написала, прокат Ксюши с Федей пришиб меня. Следующие часы я почти не воспринимала художественные составляющие программ других пар. Я просто сидела с отсутствующим выржением лица, в голове работал счетчик элементов и калькулятор. Я машинально отмечала, какие элементы выполняют пары, сколько они получают за ПП и по сумме. И попутно думала: «Столбова и Климов уже 12-ые… 11-ые…10-ые…9-ые…Интересно, сдюжат ли Саша и Наташа? Не сдюжили. 8-ые…7-ые… Поехали канадцы, обойдут ведь по сумме. Нет, не обойдут, а нечего падать. Ну вот, 6-ые, совсем другое дело. Люба, зачем падаешь? А мои уже 5-ые. О Боже, они уже 5-ые?! А можно они будут 3-ими?!»

На последней группе я всё-таки включилась, вспомнила о том, что ФК — ещё и искусство, и вообще надо бы за Рыжиков поболеть, не зря же флагом размахивала. Последняя разминка не преподнесла никаких сюрпризов, и наконец-то сумму Столбовой и Климова превзошли. Если отбрасывать бесконечную любовь к ним, то самое сильное впечатление на меня произвели китайцы Батарейкины за оба дня соревнований. Пусть и от них наконец-то отстанут травмы и болячки.

Третьими Ксюша и Федя всё-таки стали. По итогам ПП. Малая бронза — не такой уж и плохой результат, а по словам Гришина, который сейчас растекается в комплиментах Екатерине Бобровой в трансляции показательных, это вообще супер-отличный результат и большое достижение. 

После произвольной программы я действительно приехала в хостел в хорошем настроении. Та девушка, что утешала меня накануне, взахлеб делилась впечатлениями от мужских соревнований. Оказалось, что она — поклонница Бояна, и весь вечер она напевала «Spider man». 

На следующий день я уехала в Питер, перед этим пожелав новой знакомой, чтобы её любимый фигурист победил. Моё пожелание сбылось, Боян стал призером.

Уезжала я в приподнятом настроении. Думаю, что Финляндия организовала отличный чемпионат мира.

Источник: http://www.sports.ru/