«Владыка ответил: «Спорт – не только можно, но и хорошо». Загадочный хоккей в Тюменской области
Драма в двух актах с антрактом длиною в год
Акт 1. 2015 год
Была такая история. Меня однажды поместили в черный список на Фейсбуке. Сложный вопрос, было ли это по делу или нет, но факт в том, что я даже не сразу узнал про это. Лишь где-то спустя полгода, когда мне довелось снова поискать этого человека, я подивился мастерству разработчиков: я не видел не только профиль его, но и его комментарии в других ветках (где, я знал, они были), и, казалось, этого человека вообще не существует. Даже как будто бы в поиске мне не давали правильных ссылок, хотя такого технологически произойти никак не могло.
Когда я в первую неделю нового, 2012 года сидел в гостях у тюменской подруги Ани, мне показалось, что меня добавили в черный список снова. Пока Аня занималась какими-то делами, я сидел и тыкал в ноутбук: вдруг кто где играет. Судя по результатам поиска, играли решительно везде. «В очередном матче чемпионата области…», «В рамках Кубка Губернатора…», «…хоккеисты проявили мужество…». Только все это было в прошедшем времени. Никакого будущего времени – анонсов, календарей, дат. Тогда я уже начинал осваивать поиск хоккейных событий «ВКонтакте» и написал представителям пары команд.
– Когда будете играть?
– Ну пока не знаю… Еще не объявили… В следующем году…
Тогда мы с Аней пошли на матч основной тюменской команды – «Рубина» из ВХЛ. Нормально сходили, хорошая команда тогда была.
С 2005 года, когда я впервые побывал в Тюмени, город менялся исключительно к лучшему. Да, это столица богатого региона, но в России сейчас мало кто умеет хотя бы деньги тратить с умом.
И, что самое важное, город стал раскрываться для меня людьми.
Во-первых, из Тюмени родом один из моих любимых, и, на мой взгляд, один из трех лучших русскоязычных поэтов на текущий момент Владимир Богомяков. Вот послушайте:
Я сижу в избе и ем
Мармелад со вкусом М.
Мармелад, что усиливает в моей черной печени
Синтез желчных кислот и билирубина.
Изба на краю изотропной Вселенной и за окошком – рябина.
За окошком доска, под доскою тоска
И постоянное вселенское гадство.
Я, кстати, слушал блюбит и ска,
Когда галактики только начали разбегаться.
Про спорт (в некотором роде) у Владимира тоже есть.
Не продавайте Абрамовичу гору святого Михаила.
Не то, чтобы я не любил этого капиталистического крокодила,
Но я не представляю свою жизнь без фокусов на корпоративной вечеринке,
Где я за большие деньги достану фикус-микус из ширинки.
С этим номером я проеду весь евросоюз.
И достану всем залупу на воротник под песни группы «Мьюз».
Я один поселюсь на горе святого Михаила, буду сидеть и пить коньяк и слушать полет шмеля.
А с воздуха прикроют два вертолета и в заливе два корабля.
– Это не поэтический портал!, – наверняка скажут многие и пожмут плечами. Но я сначала тоже не сразу понял, а теперь без стихов Богомякова уже как-то не так. Так, как он, никто не может.
В Тюмени вообще сильное ощущение Сибири, пустоты и вечности. Когда я спросил у краеведа Арсена, организующего экскурсии по Тюмени и области, кем они себя считают – Уралом или Сибирью, Арсен (известный в сети под ником Theo Phan) даже чуть обиделся: «Сибирью, конечно. Мне очень понравилось определение «Старая Сибирь» – это как раз про нас». Арсен в основном водит экскурсии не по центральным улицам, а по промзонам, лесам и прочим местам силы. Народу непривычно, но понемногу привыкают.
Но в Тюмени есть не только поэты бесконечной пустоты. Есть там и чистые улицы, на удивление хорошая система городского транспорта, и люди, занимающиеся чуть более массовым творчеством. Например, живет в Тюмени один из лучших стрит-арт-художников России Лена Кураш, своими солнечными картинками расписывающая школы и хрущевки.
И вот в какой-то момент я настолько соскучился по Тюмени, что предпринял вторую попытку. В один прекрасный день 2015 года я раскопал телефон федерации хоккея Тюменской области и набрал номер.
Как это ни удивительно, мне ответили. И даже прислали распределение команд по зонам. Итак, в чемпионате Тюменской области 2015/16 существовали:
– Зона «Север»: «Тобол-Полимер» (Тобольск), «Сибиряк» (Ярково), «Ладья» (Упорово; и только не смотрите на карту, пытаясь понять, причем тут север – наверное, был резон) и ХК «Уват» из, собственно, Увата.
– Зона «Центр»: «Спарта» (Заводоуковск), «Тавда» (Нижняя Тавда), «Росич» (Горьковка, Тюменский район), «Атлант» (Ялуторовск). К последней команде стоит присмотреться внимательно. В Ялуторовске родился Владимир Альфер. Если вы следите за хоккеем, то вы знаете этого знаменитого советского тренера. Если нет, то, может, вспомните, что в фильме «Легенда №17» Владимир Альфер тренировал «Звезду» из Чебаркуля, куда сослали Харламова и Гусева. Собственно, благодаря этому в небольшом Ялуторовске есть СКК, который и носит имя Альфера.
– Зона «Запад»: «Гладиатор» (Армизонское), «Ермак» (Аромашево), «Водник» (Бердюжское), «Урожай» (Голышманово), «Малая Родина» (Ишим), «Кристалл» (Юргинский район).
– Зона «Юг»: ХК «Абатск» (Абатское), «Спринт» (Викулово), «Феникс» (Казанское), «Темп» (Сладково), «Сибирь» (Сорокинское).
Как вы можете заметить, команды собственно из города Тюмени на область не играют (кроме пригородной Горьковки), предпочитая разбираться между собой.
Еще одной особенностью местного хоккея является Кубок Губернатора среди юношеских команд, матчи которого проводятся за день до игр взрослых команд.
Волшебный город Тюменск в таблице чемпионата области по хоккею
Все вроде бы шло хорошо. Я списался с Арсеном, и мы предварительно договорились отправиться в какой-то из выбранных райцентров на его машине. Я стал прикидывать варианты и из предварительно названных мне матчей выбрал Упорово, где «Ладья» должна была играть с «Сибиряком» из Ярково. Во-первых, название хорошее, во-вторых, ехать удобно, в-третьих гости – «Сибиряк» – это чуть ли не единственная команда области, которая более-менее заботится об информировании болельщиков и вообще о «контексте». Вот, например, довольно подробная статья об истории ярковского хоккея.
Но чем ближе было к часу икс, тем больше что-то меня беспокоило. Сначала невежливо себя повели коллеги с портала 72hockey.ru. Я стараюсь никогда не критиковать явно работу федераций и прочих организаторов: им тяжелее, чем мне, и они делают важное дело – но тут ситуация была за гранью добра и зла.
Календарь они мне так и не слали, и после третьего вежливого напоминания ответили издевательским письмом типа «А с чего вы взяли, что команды уже играют?». К счастью, у меня к этому моменту уже были налажены коммуникации с главными судьями зон, поэтому в ответ я мстительно скинул 72hockey известную мне часть календаря на почту (а не они мне, как договаривались).
За несколько дней до 20 декабря в Фейсбук мне написал Арсен.
– Слушай, я тут уговорил Владимира Богомякова с нами поехать. Думаю, ты будешь рад.
Чувства мои сложно передать словами. Ну это как если бы… как если бы вам сказали, что вы идете сегодня в клуб послушать любимую группу, но с вами выразил желание сходить Павел Дацюк.
Ударить в грязь лицом не хотелось. Я на всякий случай позвонил в администрацию Упорово. Молоденькая методистка сказала мне: «Вообще я тут недавно работаю, но, насколько я слышала, у нас хоккейная команда в этом году не собралась».
Я занервничал. Главный судья зоны «Север» сказал, что игра должна быть и информации про отмену у него нет. На следующий день я решил позвонить в Ярково, потому что уж там-то все знают.
– Да нет, Упорово-то собралось, – огорошили меня. – Это мы час назад попросили перенести игру на 27-е. По нашим причинам. Простите.
Следующий день был одним из самых тяжелых дней для меня за тот декабрь. Почти все время я висел на телефоне, звоня в разные города и села Тюменской области. Матчи то отменяли, то переносили на 19-е. Вселенная не разбегалась, как в стихах Богомякова, а схлопывалась. Из десяти предварительных вариантов у нас осталось на выбор лишь три:
– Аромашево (270 километров по федеральной трассе, а если и там не сыграют?), Ялуторовск (все хорошо, но крытый дворец; в крытый дворец я всегда успею) и пригород Тюмени Горьковка.
Я подумал и решил, что лучше мы с утра проедем в небольшой автопробег, а уж к матчу приедем в Горьковку. Я даже подстраховался: обратил внимание, что пару раз комментарии к играм «Росича» давал вратарь команды Сергей Брызгалов. Я нашел Сергея «ВКонтакте», он быстро ответил и подтвердил, что да, в 13.00 матч обязательно будет. Если не будет, он напишет.
…20 декабря я прибыл в Тюмень. На улице было примерно -25. Мы стартовали на машине по Ирбитскому тракту. В одном из сел по дороге зашли в крупную красивую церковь. Шла служба. Священника, правда, не было – «не пришел». Службу вела тетенька из прихожан. Дальше произошло неожиданное.
– О, мальчики, – обратилась другая тетенька к нам. – Спойте нам мужскими голосами? Без них вообще служба не служба.
Мы почему-то засмущались, о чем я жалею до сих пор. Когда еще такой шанс?
Мы колесили по Тюменской и Свердловской областям, остановились у стелы, символизирующей границу Урала и Сибири. Тут меня и настигло сообщение от Сергея Брызгалова: «Матч отменен из-за мороза. Извини». Сергей оказался действительно надежным человеком, но нам от этого было не легче.
Спешить теперь никуда уже не нужно было, и мы продолжили знакомиться с сакральными просторами Старой Сибири. Сначала мы ознакомились с «Приговором Бессмертия». Потом в Туринской Слободе мы решили пообедать в единственном кафе и для этого вызвали официантку из дома, пока охранник разжигал костер для шашлыка. Затем мы отправились по редко проезжаемой дороге по правому берегу реки Туры. У еще одной пограничной стелы на обратном пути мы выпили крепчайшего чаю с сибирскими травами.
– Я, может, выскажу еретическую мысль, – сказал в тот момент знаменитый поэт Владимир Богомяков, – но, по большому счету, интересно вообще все.
Акт второй. 2016 год
Брызгалов. Только через Брызгалова! – было помечено у меня жирным шрифтом в файле, в котором собраны потенциально интересные темы для статей на сезон 2016/17. Сергею как будто воздалось за его хорошее отношение к представителям прессы. В финале предыдущего чемпионата его «Росич» из поселка Горьковка, а точнее, представляющий весь Тюменский район, впервые за много лет стал чемпионом области. По буллитам «Росич» обыграл фаворита – «Атлант» из Ялуторовска, при этом еще и в «Ялте», то есть в гостях. Брызгалов тащил все и заслуженно получил приз лучшему вратарю.
– В разных матчах разные игроки жгли, но процентов 70% победы в финале – это заслуга Сереги, – говорит партнер Брызгалова по команде Антон Субботин.
Антон знает блог «Периферия», поэтому нам даже предложили подвезти на автобусе «Росича» на первый матч сезона в Нижнюю Тавду, что было сильно лучше опыта предыдущего года. Я снова прилетел в Тюмень.
«Реки, поля, леса, озера Нижней Тавды ждут инвестора», – встречает гостей большой плакат на въезде в село. Действительно, центр одного из самых экологически чистых районов, довольно крепкое село находится в некотором роде в тупике. В буквальном смысле. Мало кто туда добирается. Молочного и деревообрабатывающего завода, вероятно, для процветания не хватает.
Но все достойно и аккуратно. Мы сделали круг по селу, зашли в небольшой Свято-Троицкий Храм. С этим храмом связана еще одна важная история.
Настоятель храма отец Вячеслав – большой любитель хоккея. Недавно на одном из тюменских каналов вышел сюжет о нем , и мне чрезвычайно хотелось с отцом Вячеславом поговорить.
Пока же начинался матч, и мне не хотелось его отвлекать. «Росич» проводил первый матч сезона на правах чемпиона области (так долго ждали!) с задором. Разумеется, будь ты хоть десять раз прописан в ближайшем к большому городу районе, все равно большую часть времени ты тренируешься в городе на крытом льду. В этом плане команды Горьковки, Ялуторовска и Тобольска имеют преимущество перед конкурентами, и шансов у Нижней Тавды изначально было немного.
Но хозяева, скорее, приятно удивили. Скорости были высоки, уровень весьма неплох, и достаточно долго Тавда удерживала чемпиона на дистанции в одну-две шайбы. Первый период закончился 1:2, а второй должен был закончиться 2:4, но за десять секунд до конца хозяева пропустили еще одну необязательную шайбу.
«Тавда всегда зубами грызла», – говорит один из хоккеистов «Росича» в паузе.
Во втором перерыве мне наконец удалось поговорить с отцом Вячеславом.
– Отец Вячеслав, вы на самом деле тренируете или все-таки нет?
– Да нет… Журналисты сказали, что тренирую, а я на чужие лавры не претендую. Я с детства люблю хоккей, и своих детей с самого раннего возраста ставлю на коньки.
– Так секция женского хоккея все-таки появилась или нет?
– Нет. Как сюжет вышел, сразу пошли звонки: «Набираете девочек?», «Набираете?» «Можно привести?». «Нет», – говорил я. – «Нет, извините», «Нет», «Бог с вами, набираю!». Но из тех, кто записался, практически никто не пришел. Так что сейчас занимаюсь в основном воскресной школой. Там тоже много чего надо сделать.
В третьем периоде местные как будто перестали верить в то, что чемпиона еще можно догнать. Голы посыпались один за другим. Даже когда в концовке защитники «Росича», казалось бы, не очень возражали, чтобы хозяева забросили еще парочку шайб, против оказался Сергей Брызгалов. Итог – 2:10, и тюменские гости уезжают домой в хорошем настроении.
– Я тут недавно увидел Владыку, – сказал отец Вячеслав. – И задал ему вопрос, который давно волновал меня. Вот уже лет двадцать я служу, и до сих пор люблю хоккей и вообще спорт. И я спросил его – можно? И Владыка ответил: «Не только можно, но и хорошо!». И тут у меня такой груз с сердца упал…
Отец Вячеслав помолчал.
– Благослови вас Бог, – попрощался он и пошел от хоккейной площадки в сторону храма.
Источник: