сборная Чили сборная Новой Зеландии сборная России Кубок конфедераций
Задает Евгений Марков из Москвы.
На этой неделе в России начинается Кубок Конфедераций, и мы сами не очень понимаем, как к нему относиться. С одной стороны, на стадионы, где до этого почти не играли в футбол, приедут лучшие сборные континентов и Россия. С другой, мы все знаем, что это генеральная репетиция перед чемпионатом мира, но никак не генеральное сражение. Проверяются поля, аккредитационные центры и волонтеры, а сборные придают всему этому спортивный интерес.
Чтобы понять Кубок Конфедераций лучше, я приготовил для него вопросы с объяснениями. Турнир должен дать на них ответы, а мы — провести отличные две недели футбола и полюбить такие события, потому что когда, если не сейчас.
Для чего он вообще нужен?
Перекопанный центр Москвы превратил владельцев авто в маргиналов, а парадные улицы — в несуществующую стройку. Так что если это проверка общей инфраструктуры и городских возможностей, то мы уже провалились. Если только футбольных объектов — тогда есть шанс.
Кубок может чему-то научить и дает ровно год для исправления ошибок. Висенте Дель Боске этим не воспользовался: его Испания быстро прошла групповой этап КК-2013, разобравшись с Таити 10:0, но не забила ни одного гола в плей-офф и разгромно проиграла в финале. Чемпионы мира и Европы уже трещали, но тренер не стал меняться, а только посадил поверх проверенной схемы Диего Косту. Итог — проваленный чемпионат мира, который не спасла даже пятка Давида Вильи.
Россия — футбольная страна?
Давайте вспомним, при каких обстоятельствах действующий тренер «Халл Сити» произносил эту фразу. Слуцкий тогда огорчался, потому что на новый стадион чемпиона продали только семь тысяч абонементов. Потом все пытались с ним спорить, но дальше «Слуцкий не прав, и вообще он провалился на Евро» пока что не заходило. Дело теперь за Кубком Конфедераций.
Именно по матчам Камерун — Австралия и Мексика — Новая Зеландия мы поймем, нужен ли России футбол. Понятно, что такую вывеску даже неудобно прибивать к фасаду «Крестовского», зато нам есть, с чем сравнить. Таити — Нигерия, Нигерия — Уругвай и Уругвай — Таити. Это самые грустные с точки зрения афиши матчи КК в Бразилии, но на каждый из них набиралось 20 тысяч болельщиков. И это в стране, где перед чемпионатом мира и во время него проходили протесты.
Нигерия — Таити
Мы похожи на Бразилию не только членством в БРИКС, а еще и затратной связкой Олимпийские Игры — КК — ЧМ, которая как-то влияет и на каждого из нас. Но если мы пойдем на стадион и за 960 рублей (минимальная стоимость билета на КК) займем все бюджетные места на Австралия — Камерун, значит, все в порядке. Футбол у нас по-прежнему любят, у него есть свой колорит без фильтра, а приезд сборных Камеруна, Мексики или Новой Зеландии — на самом деле событие.
Большой футбол нужен Москве?
Ни один из товарищеских матчей сборной, проходивших в Москве, не собирал полный стадион. Сначала была Гана на «Локомотиве». Как минимум две причины не прийти на футбол во время рабочей недели. А вот пустыри в летнюю пятницу, когда можно купить мороженое и посмотреть на Алексиса и Видаля, это так же грустно, как дожди весь июнь. Тем более у Чили и России на групповом этапе только три матча в Москве на двоих.
В майском интервью Василий Уткин говорил, что популярность футбола в России растет. Но популярность дворового футбола. В городе, где есть четыре клуба премьер-лиги и два постоянных претендента на чемпионство, играть любят больше, чем ходить на стадион. Если это только не великие потрясения, как золото «Спартака». Когда все играют в футбол и заполняют дворовые турниры — хорошо. Это даже важнее, чем посещаемость матчей «Динамо», «Локомотива» и ЦСКА. Но это не к вопросу про интерес москвичей к профессиональному футболу и собственной сборной.
Понятно, что на Португалии будет аншлаг, но помимо него, есть еще две игры группового этапа и матч за третье место. В эти дни мы и узнаем, нужен ли Москве такой футбол.
Мы умеем болеть?
Помимо «Русские вперед» существует много других прекрасных песен, просто мы о них ничего не знаем. Придумывать кричалки, внедрять культуру боления надо было раньше. Как минимум потому что существовало ВОБ, которое занималось совсем другим и только печатало слова зарядов в программках. Но мы этот момент упустили, поэтому при Фабио Капелло арена «Открытие» дружно могла выкрикивать только фамилию Дзюбы; на матче Россия — Молдавия трибуна за воротами болела за Донбасс, но точно не за сборную; после гола через себя от австрийца Янко мы, как обычно, замолчали и потом долго свистели; последний тайм матча Россия — Уэльс наша трибуна сидела в тишине, а после 90-й минуты кричала «Позор».
Такие примеры есть почти с каждого матча сборной. Только не надо вспоминать Англию и Германию в Москве. Будить спящего гиганта уже слишком поздно, а тогда это были «Лужники», Гус Хиддинк и эйфория. Сначала от голов Павлюченко. Потом — после побед на чемпионате Европы и новой формы в цветах кремлевской стены. Эти матчи остались в прошлом, сборная еще иногда побеждала, но даже тогда мы не умели болеть. За это время появилась только одна новая кричалка: «Вперед, Россия, мы с тобой». Пожалуйста, поспорьте со мной и напишите в комментариях другие варианты. «Только Русь — только победа» и «Косово — Сербия» не считаются.
Скорее всего, за этот год мы не придумаем футбольной фольклор. Он должен вызревать естественно, а если этого нет, то надо просто оставаться собой. Самое главное — не молчать и не быть равнодушными. Мы часто упрекаем в этом сборную, но сами почему-то ведем себя так же.
У наших болельщиков есть своя фишка?
На Евро во Франции мы полюбили ирландцев за их зеленые цвета и крутые человеческие поступки. Ирландцев посевернее — после песни про Уилла Грига и веселого безумия с надувным крокодилом во французских городах. Валлийцы пили пиво в стекле и вели себя культурно. Исландцы — ну, вы сами помните. Русских запомнили только по Марселю. Мы показали силу, но не уникальность. И Кубок Конфедераций — повод перейти на креатив.
Иваны Грозные, любители школьной формы 80-х, матросы и царевны, ваш выход. Именно вы создаете наше лицо, именно вы — фишка сборной России. Тем более этот турнир проходит дома, сходить на футбол, просто погулять у стадиона может каждый. Если иностранцы полюбят наши костюмы, наших грудничков в шлемах танкиста, тогда это будет успех.
Иностранцы будут кайфовать в России?
В Мексике создают платные очереди за российской визой, чилийцы купили восемь тысяч билетов. Хочется, чтобы все, кто приехал на праздник, увидели его именно таким. Немцы будут бузить в Сочи, новозеландцы посмотрят на Питер, камерунцы проедутся по городам в темпе общеобразовательной школы. Если эти люди будут кайфовать, чувствовать себя в безопасности и ждать следующего года — значит, мы все делаем правильно.
Стадион «Крестовский» приспособлен для футбола?
Историю одной позорной стройки непросто забыть и вывести из себя все накопленные энергии, но именно стадион в Петербурге будет окольцовывать весь Кубок Конфедераций. И если вы отвергаете все, что связано с футболом в Питере, просто спуститесь к себе во двор. Вы увидите очень много маленьких «Крестовских». Мы ходим по ним и сидим на них каждый день.
Поэтому пора посмотреть на новый памятник Санкт-Петербурга как на футбольный стадион и наконец понять: удобно ли на нем смотреть матчи и упираться ногами в газон; разобрались ли с начинкой стадиона и как сделали ее интереснее; не стыдно ли будет играть на нем «самому любимому и популярному» клубу России.
За Россию может быть не стыдно?
Фразу «Добро пожаловать в Россию» не должны произносить после того, как иностранные фотографы узнали, что интернет будет только за одними воротами, или после того, как аналитик из сборной Чили десять минут искал лифт. Мы проводили слишком много соревнований и даже справились с фанатами «Челси» и «МЮ», так что наше гостеприимство должно быть не только в длинных ногах и румяных улыбках на входе, а еще и в нормальных условиях для работы и развлечения.
Болельщикам нужны вывески хотя бы на английском языке и помощь от стюардов. Журналистам — визуальные подсказки (пароль от вай-фая, «выход на поле», «смешанная зона», «бутерброды с икрой»). Задача организаторов — все это предоставить, не оборвать ни один из гимнов посередине куплета и не объявлять на весь стадион незасчитанный гол. Если всем будет комфортно, тогда мы умеем не только красиво, а еще и качественно.
Сборная России готова к чемпионату мира?
Пока что никто не ответил на этот вопрос. Кубок Конфедераций на это способен, но сборная России обычно не дает ответов, а наш тренер общается со всеми в стиле Олега Знарка. То есть ведет себя, будто выиграл чемпионат мира, и избегает прямых ответов.
У нас не будет Дзюбы, Дзагоева и Зобнина. Кокорина и Шатова. Денисова. На КК мы будем пробовать схему Черчесова, справляться с волнением и учиться играть при полных трибунах. Мы создадим контуры команды 2018 года, а страна узнает о существовании Джикии и Кудряшова.
Хотя все может пойти не по плану. Россия победит Новую Зеландию, и снова вспомнят слова Сергея Фурсенко.
Черчесов вообще тренер?
Это мы тоже обязательно узнаем. У главного тренера сборной впервые будет только три замены и один подбор футболистов больше, чем на два матча. В таких условиях в сборной он еще не работал, а мы все время видели сборную России, которая вращает разные тактики, иногда приглашает Романа Нойштедтера, проигрывает Катару и Коста-Рике, но держится с Бельгией и чуть не обыгрывает Чили.
Про Черчесова мы пока ничего не поняли.
Немецкая молодежь самая сильная?
Только Мустафи, Дракслер и Гинтер из состава на Кубок Конфедераций выигрывали чемпионат мира-2014. С тех пор, как Германия в 2002 году внедрила новую систему подготовки молодых футболистов, количество талантов постоянно увеличивалось, и в Россию их приедет столько, что они помещаются в целые тексты и готовы заполнить заявку летом 2018-го. Матч Германия — Чили выглядит самым интересным на групповом этапе, и после него станет понятно, на что способна немецкая молодежь.
Новозеландские футболисты такие же крутые, как регбисты?
Чем меньше команд, тем меньше сенсаций, к тому же в последнем товарищеском матче сборная Новой Зеландии проиграла Беларуси. Но Юрий Семин, который работал там в олимпийской сборной, рассказывал, что самоотдача регбистов заряжает и футболистов. Хотя они не исполняют танец хака и вряд ли съедают на завтрак по несколько поросят.
Футболисты противопоставляют себя регби белым цветом (All Whites вместе All Blacks), а за четыре последних Кубка Конфедераций забили только два гола. Зато они не проиграли ни одного матча в ЮАР (третье место в группе с Парагваем, Словакией и Италией), а в составе на КК есть свободный агент Коста Барбарусес, игроки из «Лидса», «Ипсвича» и «Сандерленда». Эти парни точно знают, что такое сражение. Для этого не обязательно играть в черной форме.
У сборной России будет свой талисман?
На Евро-2008 им был Роман Адамов. Нападающий сыграл 20 минут против Испании, отметился лучшей передачей в истории футбола и получил бронзовую медаль. После того, как сборная вернулась в Москву, в студии «Первого канала» Адамов рассказывал, как он устал и хочет спать после месяца на чемпионате.
Несмотря на все, что его окружало, Адамов был настоящим талисманом. Он не портил, когда это было категорически запрещено, но добавлял этой сборной юмора. Сейчас в роли Адамова есть Дмитрий Тарасов — любимчик Черчесова, который сразу же травмировался (против Турции) и провел полноценный матч только против венгров. Если Тарасов, как и Адамов, проведет большую часть турнира в запасе и ничего не испортит, то станет еще одним талисманом.
Фото: РИА Новости/Евгений Биятов (1,2); Gettyimages.ru/Ronald Martinez; РИА Новости/Григорий Сысоев, Владимир Песня; Gettyimages.ru/Stu Forster, Buda Mendes; REUTERS/Maxim Shemetov; Gettyimages.ruAnthony Au-Yeung; globallookpress.com/Dmitry Golubovich/Russian Look
Источник: