Почему Серену опять сравнивают с мужчинами?

Sky Sports BBC Ник Киргиос WTA Джон Макинрой ATP Дмитрий Турсунов Серена Уильямс

В теннисе опять разбираются, кто самый крутой. Или крутая.

Кому там опять неймется?

В прошедшие выходные Джон Макинрой – легенда тенниса и рекордсмен по общему количеству титулов, завоеванных во всех разрядах, – в эфире американского радио NPR рассказывал о своей очередной автобиографии But Seriously – третьей всего и первой за девять лет.

58-летний Макинрой известен не только как великий игрок, но и как человек, который никогда не лез за словом в карман: ни на корте, ни в жизни, ни в комментаторской кабине. Имидж острослова и провокатора закреплен за ним так прочно, что в теннисном сообществе знают: не всегда стоит воспринимать его всерьез. Меткую характеристику Макинрою дал вчера другой мастер панчлайна Дмитрий Турсунов (о котором речь пойдет позднее) – он сказал: «Я никогда не слышал, чтобы он говорил полную ахинею», – как бы признавая, что любое высказывание Макинроя – это отчасти перформанс, и нужно делать на это скидку. Хорошей иллюстрацией такого промежуточного статуса Джонни Мака между экспертом и шутом является также его регулярная евроспортовская рубрика «Уполномоченный по теннису» – по сути, стендап на тему тенниса.

Воскресное интервью Макинроя было в меру увлекательным и осталось бы для широкой публики незамеченным, если бы ведущая не обратила внимание на то, что в своей книге он называет Серену Уильямс лучшим игроком в женском теннисе, а не в теннисе вообще. «Некоторые не делают оговорку на пол. Почему вы делаете?» – спросила она Макинроя и распахнула ящик Пандоры.

Почему Серену постоянно сравнивают с мужчинами? И что в этом плохого?

Сравнивают – потому что она очень крутая. Идея о том, что величие Серены выходит за рамки не только отдельно взятого вида спорта, но и пола, не нова. Еще прошлым летом ее спонсор Nike к старту US Open представил броский ролик, в котором титр «величайшая женщина-спортсмен в истории» превращался в «величайший спортсмен в истории».

Позднее сама Серена выступила с открытым письмом, в котором проповедовала:

«Женщинам на пути к успеху нужно преодолеть очень много препятствий. Одно из них – это то, что нам постоянно напоминают, что мы не мужчины, будто это недостаток. Меня называют одной из «величайших женщин в истории спорта». Но про ЛеБрона разве говорят, что он один из величайших мужчин? А про Тайгера? Или Федерера? Почему? Они же не женщины. Такое нельзя пропускать. Профессионалов нужно оценивать по их достижениям, а не по полу».

Получается такой логический тупик: постоянные сравнения Серены с мужчинами – это одновременно и трибьют ее бесконечной крутости (женщина, которая, возможно, сильнее мужчины!), и неуважение к ней (с какой стати спортивное величие женщины определяется через ее сравнение с мужчинами, с которыми она не соревнуется?). Так что простор для спекуляций и претензий огромный.

Уже в этом году сюжет был доведен до абсурда, когда мужское издание GQ в ответ на интернет-критику дополнило свой профайл о Роджере Федерере примечанием о том, что он не более велик, чем Серена.

Так и что сказал Макинрой?

Конечно, любое звание, начинающееся со слова «величайший» (-ая!), – это в большой степени условность, романтика и символ. Но это близко не всем и особенно не Джону Макинрою, который любит рубить с плеча. В ответ на предположение об универсальности величия Серены он в характерной манере отрезал: «Если бы она играла в мужском туре, была бы в рейтинге где-то 700-й».

Далее он уточнил, что не пытается умалить профессиональных достоинств 23-кратной чемпионки «Шлемов», и даже думает, что одного-другого мужчину она бы обыграла, но объективный уровень мужского тенниса в сравнении с женским так высок, что даже великая Серена среди мужчин конкурентноспособна бы не была.

Но было поздно.

Австралийский журналист Тони Джонс представил гипотетический матч между Сереной и 20-й ракеткой мира Ником Киргиосом и отдал в нем победу Серене, что Киргиос прокомментировал словами: «Так, ну теперь мы видели все». Большой активист и «любимец» WTA Сергей Стаховский возразил, что поставил бы свой дом не только на победу Киргиоса, но и на то, что матч продлится не больше 13 геймов (6:1, 6:0). Под конец второго дня высказалась и сама Серена, вежливо попросив оставить ее, беременную, в покое и в духе Тэйлор Свифт заметив, что частью этого дискурса она никогда быть не пыталась. Даже официальный сайт WTA, старательно избегающий любых политических вопросов, выразил солидарность со своей звездой, а Макинрой, продолжающий свое медиатурне в поддержку книги, брать свои слова назад отказался сначала на CBS, а потом у Стивена Кольбера.

А Турсунов почему (объявил, что он) не беременен?

Изобретательнее всех оказались журналисты BBC, взглянувшие в начало восьмой сотни актуального рейтинга ATP и радостно обнаружившие там не кого-нибудь, а Дмитрия Турсунова – бывшего игрока двадцатки и большого любителя называть вещи своими именами. Если в противопоставлении теннисистки и теннисистов изначально не было особого смысла, то идея сравнить Серену конкретно с Турсуновым, оказавшимся в рейтинге так низко исключительно из-за своей адской травматичности, была откровенно идиотской. Но кого это когда-либо останавливало? (Sky Sports так вообще оказался на высоте.)

34-летний Турсунов обратился к доводам рассудка: сказал, что мужчины в целом сильнее женщин, что Серена великая чемпионка, а Макинрой не дурак, а также что он не ждет ребенка и умеет играть в теннис. Впрочем, и это не уберегло его от потока интернет-любви и очаровательных предположений, что Серена бы его сначала обыграла, а потом прямо с корта пошла рожать.

Так женщины когда-нибудь играли с мужчинами? И какой счет?

Играли. Самые известные из этих матчей вошли в теннисную историю как «битвы полов». Их было три: две в 1973-м и еще одна в 1992-м. Самой кассовой стала вторая, в которой 30-летняя Билли Джин Кинг обыграла 55-летнего Бобби Риггса (и про которую осенью выйдет фильм с обладательницей «Оскара» Эммой Стоун). В остальных двух побеждали мужчины: Риггс обыграл Маргарет Корт, а Джимми Коннорс – Мартину Навратилову (подробнее об этом здесь.)

Были и другие подобные матчи:

– Тот же Риггс в паре с Витасом Герулайтисом в 1985-м проиграл Навратиловой и Пэм Шрайвер 3:6, 2:6, 4:6;

– 43-летний Янник Ноа в 2003-м, валяя дурака, обыграл 21-летнюю Жюстин Энен 4:6, 6:4, 7:6;

– В 2013-м Ли На выиграла полсета у Новака Джоковича (3:2), каждый гейм начиная с форой в два очка.

Самую же уверенную победу одержал в 1998-м 31-летний Карстен Браш как раз над Сереной и Винус Уильямс. По легенде, сестры, которым тогда было 16 и 17, заявили, что обыграют любого, не входящего в мужскую Топ-200, и Браш, стоявший тогда 203-м, бросил им вызов. В результате Винус взяла у него два гейма, а Серена – один, после чего сестры опустили порог до Топ-350, а Браш сказал, что ни один мужчина из Топ-500 шанса им не оставит.

Четыре года спустя сестер обвинили в том, что они сначала согласились, а потом отказались от матча против братьев Макинроев, а в 2015-м Джон рассказал, как в начале нулевых Дональд Трамп предлагал ему сыграть с Сереной (не сошлись на гонораре). В 2013-м в твиттере возникла фантазия на тему матча Серены и Энди Маррея: оба были не против, хотя Серена иллюзий больше не питала: «Вряд ли я выиграю хоть одно очко, но было бы интересно. Ну ладно, может, гейм я бы выиграла. Но сомневаюсь».

Матч (пока) не состоялся, а книга Джона Макинроя тем временем уже в продаже.

Фото: Gettyimages.ru/Clive Brunskill, Rob Tringali/DirecTV; РИА Новости/Антон Денисов

Источник: http://www.sports.ru/