Новый король «Формулы-1»
Один из самых умных пилотов поколения получил долгожданную награду.
Арабские фейерверки осветили темную восточную ночь, ознаменовав конец самого длинного сезона в истории «Формулы-1». Не сказать, что абсолютно каждая из 21 прошедшей гонки была захватывающей, но вот последняя вышла что надо. Hectic, как говорят британцы. Чумовой. Беспокойство, нервы, переживания, интрига — в одной гонке резко возродилось все, что мы так любим в «Формуле-1», начиная от разных тактик, заканчивая кучей претендентов на первые три ступеньки. Все могло обернуться как угодно, и на такой исход и рассчитывал уже экс-чемпион мира Льюис Хэмилтон. Однако все закончилось так, как закончилось, и я считаю такой исход наиболее справедливым.
Сейчас фанаты автоспорта по всему миру разделились на два лагеря и поливают друг друга из всех орудий. Первые обличают Льюиса как невоспитанного чернушного быдлана и вообще крайне неприятную личность (не без оснований), другие называют Нико позорным самовозным чемпионом по решению задач в пакете Mathematica (тоже не на пустом месте). Но это пустой спор.
Хэмилтон выиграл свои два титула, часто действовал жестко и на грани, откровенно клал на команду и даже в последней гонке вел себя как обиженный ребенок в стиле «раз я теряю титул, то и гори все синим огнем». Имел ли он право так поступать? Безусловно. Но стоит ли кому-то удивляться тому, что за такое многие его очень сильно невзлюбят? Вообще нет. Ни один чемпион мира за последние n лет (на моей памяти такого не было никогда, но я же не могу помнить каждую гонку в истории или хотя бы за последние лет 10) так не поступал. Так что вопрос о том, кто на самом деле позорит «Формулу-1», продолжает быть малость риторическим.
Давление и везение
Росберг же оказался под таким давлением наверное впервые в жизни. До этого он боролся за последний титул (исключительно на бумаге) только в сезоне-2014, ровно до момента старта, после которого стало ясно, что с его болидом что-то не так. Теперь же ему на протяжении нескольких гонок приходилось справляться с тем, что раньше он видел только в соседних боксах. Он, безусловно, осознавал, что это мог быть теперь его единственный шанс стать чемпионом. Потому неудивителен выбор — отказаться от риска совсем, в своей манере. При этом такое решение не означало отказ от борьбы. Чего стоил только отличный обгон Ферстаппена в последней гонке, когда эту цель пометили перед ним как «критическую». Нико резко ускорился и выполнил работу чуть ли не с первой попытки в замечательном стиле, без малейших сомнений. Чтобы снова перейти в режим «я тут титул выигрываю, а не перед телками рисуюсь». От этого многим могло показаться, что Росберг просто уныло тошнил, но на самом деле такие признанные эксперты, как Найджел Мэнселл, заметили, как Нико блестяще пилотирует в условиях этого колоссального, нет, КОЛОССАЛЬНОГО давления. Что бывало раньше? Он ломался, «плюшился» и сдавался. Но не теперь.
Следующая претензия к новоявленному чемпиону заключалась в его исключительной везучести, при отсутствии фарта у его главного противника. Да ладно, ребята, вы серьезно? А почему мы тогда не вспомним все случаи невезения Нико в прошлых сезонах? Сингапур-2014, например? Абсолютно зеркальная ситуация с Малайзией этого года. И что-то никто ничего не орал на этот счет.
Да и, если подумать, не так уж и «везло» Нико в этом сезоне. Он получил немало штрафов и потерял немало очков за те же маневры, которые на нем легко проделывал Льюис и даже не получал предупреждений. Росберг единственным получил штраф за нарушение правила радиопереговоров, которое незадолго до этого ввели и почти сразу же и отменили. Если не это — невезение, тогда что же?
Уж извините, но частые неполадки двигателя напрямую связаны со стилем пилотирования. Логично, что у более бережливого немца ключевые узлы служили дольше. А сами по себе двигатели новой спецификации (который как раз и был у Льюиса в Малайзии), особенно когда он единственный на весь пелотон — это всегда лотерея. Нико улучшенный движок так и не получил, кстати говоря. И где здесь преимущество одного над другим?
Росберг даже опередил напарника в чистом обгоне на трассе — то, что все так хотели увидеть. В первом повороте Гран-при в Барселоне. Умно выбрав менее агрессивную настройку силовой установки, чтобы уменьшить пробуксовку колес и ускорить разгон. По красивой внешней траектории. Пересмотрите его, если не помните, и убедитесь. И посмотрите, что было потом. И как-то никто не поспешил клеймить Льюиса, хотя эпизод был очень похож на Бельгию-2014.
Так что в моих глазах Нико Росберг целиком и полностью заслужил этот титул. Он сделал все, от него зависящее, чтобы это случилось. Больше не сдавался в ключевых ситуациях и был вознагражден.
Заслужил давно?
Но на самом деле я думаю, что немец должен был выигрывать чемпионство еще в 2014 году. Просто потому, что теперь он провел весь год сильно и стабильно, но у него не было каких-то исключительных подвигов или прорывов, глядя на которые хочется сказать: вот это едет настоящий чемпион. А в 2014-м они были. Только вспомните Канаду, где он с умершими тормозами и системой ERS полгонки сдерживал преследователей, на глазах отрываясь от второго места каждый раз на техничных участках, чтобы создать себе задел перед прямыми. Вспомните его сверхчеловеческие 52 круга на одном комплекте шин в Сочи с последующим обменом быстрыми кругами с Боттасом в конце. Вспомните три подряд победы в Монако, в конце концов. Историческое достижение, покорявшееся только пилотам уровня Проста. Однако случился пресловутый Сингапур и Бельгия, после чего немцу оставалось только печально отвечать команде два года назад «мне хотелось бы закончить гонку», когда болид начал буквально выключаться на прямых.
И вот теперь он снова здесь, сильнее и крепче, чем был, и теперь он — чемпион. Что ни говори, но он заслужил это и целенаправленно шел к этому еще с 2010 года, когда они начали строить эту команду вместе с Шумахером. Один из самых умных пилотов поколения получил свою награду за вклад в разработку одного из лучших космовозов в истории — если это не справедливость, то что тогда?
Фото: Gettyimages.ru/Clive Mason; REUTERS/Ahmed Jadallah
Источник: