Новый доклад Макларена: использовала ли Россия допинг в Сочи?
Завтра будет жарко. Алексей Авдохин предупреждает.
Когда и где
9 декабря. В 14.15 по Москве канадский юрист Ричард Макларен начнет выступление в конференц-зале лондонского отеля «Сент-Панкрас Ренессанс». Примерно в это же время полный отчет о расследовании зальют на сайт Международного антидопингового агентства (WADA).
Презентация доклада несколько раз откладывалась – поначалу на конец октября, затем сроки сместились на середину ноября, но окончательную дату приговора российскому спорту назначили на 9 декабря.
Что было в первом докладе?
Вряд ли кто-то забыл, что за месяц до летних Игр предъявил России Макларен, но все же.
Во-первых, участие государства в масштабном допинговом мошенничестве во время сочинской Олимпиады и не только. Минспорта, РУСАДА и ФСБ – там были все.
Во-вторых, манипуляции «грязными» допинг-пробами путем их уничтожения и замены на чистые, заранее отобранные, образцы. Дыры в стене лаборатории, переодетый в водопроводчика агент КГБ, ночные перемещения в пространстве – это тоже все оттуда.
Ну и в-третьих, безумное количество «исчезнувших» положительных допинг-проб почти во всех видах спорта (их было названо около тридцати) – летних, зимних и паралимпийских.
Зачем первому докладу потребовалось продолжение?
Первое расследование Макларен торопился закончить к Олимпиаде в Рио. На первой пресс-конференции он признался, что был ограничен во времени и не ставил задачи установить личности всех причастных к допинговому скандалу лиц, а самое главное – спортсменов.
«Расследование было на той стадии, когда я мог сказать о том, что знаю без сомнений. Я не довел работу до конца, чтобы увидеть, какие спортсмены применяли допинг и что они использовали. На это у меня не было времени, и об этом было ясно сказано. Но сказать, что это все только подозрения и не существует доказательств… Есть доказательства, они в надежном месте. Но я не передаю их всем подряд, мое расследование продолжается», – уже в августе Макларен взялся за сиквел.
WADA сразу пообещало ему тотальную поддержку и выделило 1,3 миллиона долларов на продолжение расследования. Позже еще 500 тысяч добавил МОК, выдвинув Макларену пару условий – полный отчет о тратах и сотрудничество с параллельным расследованием МОК.
А что, разве кроме Макларена кто-то еще расследует допинг в России?
Об этом редко вспоминают, но да.
Сразу после первого доклада МОК поспешил создать несколько собственных комиссий.
Первая – во главе с членом МОК из Швейцарии Денисом Освальдом разбирается в манипуляциях с допинг-пробами российских спортсменов в Сочи.
Вторая – под руководством француза Ги Каниве (тогда еще вице-президента комитета МОК по этике) проверяла причастность к государства к допинговой системе. Француз позже по личным причинам комиссию покинул, а его место занял швейцарец Самуэль Шмид.
По словам президента МОК Томаса Баха, деятельность комиссий направлена на проверку фактов, изложенных Маклареном. Они должны будут перепроверить все допинг-пробы российских спортсменов, участвовавших в Играх-2014.
Повторный анализ будет проведен в два этапа: а) будет рассмотрено наличие ранее не выявленного допинга и б) проведена экспертиза по факту того, были ли манипуляции с образцами, о которых говорилось в первом докладе Макларена.
Работа комиссий МОК должна завершиться позже – в начале следующего года.
Что будет в новом докладе?
Все ждут от Макларена конкретики – еще после первого доклада он обещал собрать и представить доказательства по отдельным спортсменам. Впрочем, оглашать фамилии он, кажется, не намерен – лишь передать добытые факты международным федерациям.
Летом WADA так тщательно берегло конкретику, что даже отказалось предоставить дополнительную информацию по запросу МОК – тогда объясняли, что еще не пришло время.
«Я хочу увидеть доказательства. Мы не можем пока сказать, правда это или нет. Макларен должен представить серьезные доказательства применения россиянами допинга. С именами», – президент Международной федерации лыжных видов спорта Джанфранко Каспер пообещал быструю и решительную реакцию на второй доклад.
Главным инсайдером по второму доклада Макларена почему-то выступил экс-глава русской легкой атлетики Валентин Балахничев. Он анонсировал появление у Макларена нового тайного информатора (предыдущими – явными – были Родченков и супруги Степановы) и пообещал проблемы половине российских призеров Сочи-2014.
Как готовится ко второму докладу Россия?
Примерно так же, как и к первому – то есть никак.
«Когда мы с карандашом будем работать с новым докладом Макларена, окажется, что там ничего нет», – оптимистичный Виталий Мутко после первого доклада даже получил повышение и теперь просто выжидает.
Создана при ОКР комиссия по антидопингу (та самая – с Эрнстом, Мацуевым и Куснировичем); ее возглавил экс-руководитель ОКР Виталий Смирнов. И пока не очень понятно для чего.
После взлома базы данных WADA анонимной хакерской группой Fancy Bears вся Россия, наконец, узнала, что на запрещенные вещества можно оформлять TUE (терапевтические исключения). После этого официальная российская позиция вообще свелась к примитивному слогану – «почему им можно, а нам нет».
«В Рио-2016 одна команда имеет 200 терапевтических разрешений, а мы – 17, задумайтесь на минутку. Эти 200 принимают запрещенные препараты, но с разрешения», – в ответ на слова Мутко Первый канал попытался ответить на все антироссийские расследования сенсационным фильмом «Болезни высших достижений». Получилось жалко и беспомощно.
Чем доклад грозит России?
Первая и самая явная угроза – пересмотр итогов сочинской Олимпиады. Собственно, под это заточена вся вторая часть расследования – если никто из российских призеров Сочи не лишится своей медали, значит Макларен не нашел никаких доказательств, потратив кучу чужих денег и последние полгода напрасно.
Следом Россию могут лишить возможности принимать международные соревнования – такую рекомендацию МОК уже давал зимним федерациям после первого доклада, но поддержки не нашел. Ни один старт текущего сезона Россия не потеряла, а Международный союз биатлонистов даже немного демонстративно отдал России чемпионат мира-2021.
Дисквалификация конкретных спортсменов, чьи фамилии Макларен назовет в докладе (или разошлет секретные списки по федерациям – как было перед Рио) будет находиться в компетенции федераций. Каждая будет рассматривать собранные Маклареном улики отдельно.
Наконец, непременно встанет вопрос об отстранении России от зимней Олимпиады в Пхенчхане – это уже маленькая олимпийская традиция. Отбиваться придется примерно теми же способами, что и летом – дипломатия, иски в Международный спортивный арбитраж, связи и остатки авторитета в федерациях.
Разве что времени на поиск справедливости будет больше – не месяц, как минувшим летом, а целый год.
Фото: Global Look Press/Karl-Josef Hildenbrand/dpaм, Chris So/ZUMAPRESS.com; РИА Новости/Евгений Биятов
Источник: