Не дошли до финала
Так получилось, что за серией Гран-при этого сезона я наблюдала по большей части как сквозь пелену. То есть я старалась смотреть все этапы, все выступления, но ни сердцем ни душой не была с фигуристами. С одной стороны, такое состояние как бы возносит тебя над схваткой, исключая чересчур сильные эмоции и излишнее сопереживание. С глаз будто спадают розовые очки, и ты готова обрушиться на недостатки катания того или иного фигуриста, как французская гильотина на головы роялистов, жирондистов и якобинцев. По очереди или без разбору. С другой стороны, в этом состоянии нет никакого кайфа, и так болеть я никому не пожелаю.
Совсем скоро счастливые обладатели билетов в Марсель разыграют перед нами действо под названием «финал Гран-при». Предстоящее зрелище будоражит, волнует, греет душу. А мы ведь просто зрители. Что же тогда творится в душах тех, кто мог сыграть на марсельском льду не последнюю роль, но вынужден ограничиться двумя этапами? Жестоко так говорить, но в данный исторический момент для ФК они всего лишь статисты. Однако не сомневаюсь, что они ещё поднимутся на подиумы различных турниров. Этот пост о них – о тех фигуристах, которых лично я хотела видеть в финале и кто способен на гораздо большее.
Китайская реактивная турбина Цзинь Боян или попросту китайский попрыгунчик Боян, на мой взгляд, был достоин марсельского финала. Да, он провалил свой первый этап, но дело даже не в занятом месте, а в том, что в Америке китаец был невыносимо скучен. А ведь Боян должен понимать, что он не из тех фигуристов, которые могут позволить зрителю зевать во время своих прокатов. Однако у себя на родине парень полностью реабилитировался, и, даже будучи почитательницей Чана, считаю, что китайский этап должен был остаться за Бояном. По результатам. Поскольку по выступлению Патрика в ПП, катание неизменно остаётся за Чаном. В скобках замечу, что, как ни странно, Боян для Патрика удобный соперник: он, в отличие от Плющенко его «не дёргает», а вдохновляет на лучшие прокаты.
В произвольной программе «La Strada» на китайском этапе у Бояна получилось изобразить пародию на себя самого, и в плане лицедейства претензий у меня не возникло. Но, на мой взгляд, это не совсем подходящая дорога для талантливого мальчишки. Он уже сейчас лицо китайского мужского ФК, и вполне может стать брендом, эдакой ментальной оболочкой всего ФК Китая. Мне кажется, китайской федерации не нужно ничего выдумывать, а просто стоит взять пример с соседей по региону, сумевших преподнести миру южнокорейское чудо по имени Ю-На Ким.
Если бы мне позволили выбрать участника финала мужского турнира от России, я без тени сомнения выбрала бы Сергея Воронова. По итогам серии и по заслугам. За то, что сражался как лев, на зубах вытаскивая себя и программу. За то, что боролся за нового тренера, за свою честь, за право не даром есть свой хлеб, за право продолжать дарить нам радость своим катанием. Вот такие эмоции вызвал Сергей своим выступлением на этапах Гран-при. Кажется, он наконец-то вошёл во вкус и лишь сожалеет, что не сделал этого раньше.
Наталью Забияко – Александра Энберта я уже хотела включить в утешительный список, однако судьба оказалось к ним благосклонной, и в первый же год участия в серии Гран-при они там, где им и положено быть. И это уже не мало. Но впереди длинный трудный путь, поэтому пожелаю им терпения и здоровья.
Украшением финала могла стать и экстравагантная пара – «черная пантера» Ванесса Джеймс и французский денди Морган Сипре. Эти фигуристы давно подступают к европейскому пьедесталу и пару раз вполне могли зацепиться за бронзу, но в последний момент дорогу им переходили более удачливые соперники. Как же сложно себя мотивировать, когда ты, кажется, выкладываешься на сто процентов, а тебя обходят те, кто вроде и не прилагает к этому особых усилий. Тем не менее французы сражаются, ставят интересные программы, придумывают оригинальные элементы, устанавливают личные рекорды, за что им честь и хвала.
А вот Камилле Руэст – Эндрю Вольфу до финала пока далеко. Им даже до сборной Канады не близко, но они сумели привлечь к себе внимание. Я и не припомню в Канаде пару с такими красивыми линиями – полную противоположность действующим чемпионам мира. Кстати, тренируются они с ними на одном льду и у тех же тренеров. Хотя старт у молодых канадцев был всего один, они смогли оставить о себе приятное впечатление. У них отличные исходные данные и мастеровитые тренеры. И если им хватит характера и терпения, они могут стать продолжателями славных традиций страны Клёнового листа в парном катании.
Кроме прекрасного российского квартета Погорилая, Медведева, Сотскова, Радионова, я очень хотела видеть в Марселе Вакабу Хигучи, которая запомнилась мне ещё на юниорском ЧМ. Что удивительно, потому что раньше мне не нравились фигуристки, исповедующие агрессивно-атлетичный стиль. Но у Вакабы такой напор, такая скорость, которую она технично набирает, что это действительно впечатляет. Кроме того с этим стилем, в котором Хигучи весьма органична, она заполняет пустующую нишу, ведь фигуристок такого плана практически не заметно на ледовых аренах. Всё это выгодно отличает её от соперниц, и я искренне желаю этой девочке яркого будущего.
Из остальных японских милашек меня особенно покорила Маи Михара. Она, кстати, при более благоприятном стечении обстоятельств вполне могла попасть в финал. Трудно сказать, как Маи будет выглядеть, преодолев прелести взросления, но в сегодняшнем времени на льду она сама непосредственность, открытость и наивная чистота, к тому же с приличным техническим набором. Хочется поскорее увидеть её в японской сборной.
Могла ли Елизавета Туктамышева оказаться в финале? Конечно. Более того, я уверена, что там она была бы отнюдь не на последних ролях. Лиза долго нащупывала нити выхода из кризиса, и, кажется, ей удалось найти какой-то конец, вернее, начало, а восстановленные прыжки должны стать топливом, подпитывающим её энергетику. А там можно и о шарме подумать.
А теперь о танцах.) Здесь в утешительный финал у меня много кандидатов – что поделаешь, любимый вид, да и достойных хватает.
Пайпер Гиллес и Поль Пуарье – кандидаты номер один. Если не ошибаюсь, они встали в пару в тот же год, что и Мэдисон Чок с Эваном Бейтсом. Оба дуэта дебютировали на международной арене практически одновременно. На первом же серьёзном старте – чемпионате четырёх континентов – Мэди с Эваном взяли бронзу, хотя канадцы выиграли и у них и у Шибутани произвольный танец. Но у американцев на сегодняшний день две медали мирового первенства и очередной финал Гран-при, а у канадцев – очередной пшик.
О перипетиях фигурнокатательной судьбы Пайпер и Поля надо делать отдельный пост, но меня всегда восхищал их нестандартный, по-настоящему творческий подход к работе, желание и умение дарить зрителю праздник. В этом сезоне они превзошли самих себя, поставив совершенно восхитительные танцы. Кто не любит диско 80-х? А кто не любит, тот наверняка полюбит, посмотрев короткий танец в исполнении канадской пары. Море, нет, океан позитива, яркие костюмы, зажигательные движения, которые навевают воспоминания о популярном индийском фильме «Танцор диско». Однако ошибка во Франции перечеркнула надежду на выход в финал. Оказалось, что и Париж слезам не верит.
Мало у кого в этом сезоне две равнозначные постановки, но произвольный танец Гиллес – Пуарье ни в чём не уступает короткому. Когда на канадском этапе Пайпер в нежно-голубом платье вышла на лёд, сразу стало понятно, что постановка танго удалась и зрительские симпатии будут отданы Пайпер и Полю. В адрес их танца уже сказано много комплементарных слов, поэтому повторяться не буду. Я просто искренне рада за дуэт, который стали признавать не только зрители, но и судьи.
О программах и катании Александры Степановой – Ивана Букина в этом сезоне не написал только ленивый, однако особо упорные продолжают писать и в родную федерацию и даже в ИСУ, словно на льду уже ничего не решается. Разумеется, мнения о выступлениях ребят диаметрально противоположные. В таких случаях принято говорить, что истина где-то посередине, но я предпочитаю отталкиваться от собственных «живых» впечатлений в оценке катания Саши и Вани.
Степанову – Букина я видела в далёком предолимпийском Сочи, в юниорском финале. Тогда они перетанцевали Пападакис – Сизерона и совершенно честно у них выиграли. Иван просто светился на льду, и это одно из самых ярких воспоминаний того финала. Второй раз вживую довелось увидеть их произвольный танец на позапрошлогоднем предновогоднем чемпионате страны, и тут уже всё было не так однозначно. В скорости и скольжении они, на мой дилетантский взгляд, уступали всем остальным топовым российским дуэтам, но в синхронности и чёткости исполнения элементов тем же топам вполне могли дать десять очков вперёд. Да и рисунок их танца был довольно необычным и интересным.
Хип-хоп этого сезона сел на дуэт отлично – отрицать это бессмысленно. А по поводу танго сломано уже миллион копий, но к консенсусу спорящие стороны так и не пришли. Внесу и я свою лепту.) Конечно, это не классический вариант танго, поэтому никакой чувственности, страсти глаза в глаза, любовной игры между мужчиной и женщиной в постановке не предполагается. Скорее, это фантазия на заданную тему, в которой совсем ещё молодые люди решили слегка подурачиться, изобразив корифеев этого танца. Надо сказать, что фантазия местами получилась весьма смелая, но в целом вышло нешаблонно, чего, видимо, и добивались. Вот если подумать, чем могут взять Саша с Иваном? Мощью конька? Нет пока у них этой мощи. Сюжетной постановкой? Вряд ли они будут в ней достаточно убедительны. Им были необходимы эти ломаные линии, этот авангардный хаос, чтобы вызвать интерес к себе. Вызвали, и не просто интерес, а я бы сказала – огонь, особенно от российских болельщиков.) Но цель достигнута – танец захватывает, интригует, оригинальные находки притягивают взгляд. Хотя кульминации мне не хватило. Теперь только один вопрос: выдержат ли ребята движение по заданному вектору?
Кейтлин Гавайек – Жан-Люку Бейкеру прочили блестящее будущее. И небезосновательно: в своё время они выигрывали чемпионат мира среди юниоров, выкатывая в КТ все элементы, даже дорожки, на 4-й уровень. Однако их путь во взрослые не был устлан розами. Прошлый сезон в плане результатов можно считать провальным, и, кажется, молодые фигуристы даже пережили душевный кризис. Однако проявили стойкость духа и не покинули тонущий корабль под командованием Анжелики Крыловой и Паскуале Камерленго. И вознаграждение за верность не заставило себя ждать: об американцах вновь заговорили как об очень перспективных фигуристах, хотя бы потому, что у них прекрасное скольжение. В Японии произвольный танец под «Грёзы любви» они откатали настолько одухотворённо, что некоторые болельщики стали рассуждать о русских танцах в американском исполнении.
В этом списке итальянцы значатся под чётвёртым номером, однако в моём личном рейтинге они вне конкуренции. Анна Каппеллини – Лука Ланотте давно в танцевальной элите, независимо от судейских игр и болельщицких пристрастий. Я больше скажу (простите, накипело): в нынешнем топе они многих превосходят в отдельных компонентах, не говоря уже о танце в целом. К примеру, они катят легче, чем Вирту – Мойр (Анна просто невесома в последних аккордах Чаплина), синхроннее Габи с Гийомом (взгляните на твиззлы), мягче, чем Чок – Бейтс, и они гораздо артистичней брата и сестры Шибутани. Всё это видно невооружённым глазом и не требует доказательств.
Анна и Лука умеют на льду быть в образе, а вне льда всегда искренни и излучают радость, стоя на любой ступени пьедестала. Они удивляются, если им ставят высокие оценки за пока ещё сырой танец (вспомним реакцию на оценки в Небельхорне), и не строят обиженных, если шедевральный танец в безупречном исполнении не пускают на пьедестал (как было в прошлом году). И всё это вкупе тоже требует вознаграждения, поэтому надеюсь, что Анну и Луку впереди ждёт олимпийская медаль. И какого бы достоинства она ни была – фигуристы примут её с благодарностью.
Спасибо Дарлинг, которая всегда рядом.
С уважением ко всем любителям ФК, Бичуния.
Источник: