НБА украла баскетбол

НБА украла баскетбол

НБА – самая молодая из четырех главных лиг США. В свое время это принесло немало проблем, связанных с борьбой за аудиторию и высокой конкуренцией со стороны альтернативных баскетбольных лиг, но были и свои плюсы. НБА не пришлось набивать собственные шишки: драфт и плей-офф были уже изобретены, хоккейные арены, на которых должны были играть команды, построены, а чемпионские перстни уже вручались. Однако Ассоциация не только создавалась с учетом опыта других лиг, НБА на протяжении всей своей истории продолжала выискивать удачные идеи на стороне. И некоторые концепции, позаимствованные Ассоциацией из других лиг, настолько плотно срослись с баскетболом, что без них уже невозможно представить игру. О таких идеях, которые НБА за время своего существования почерпнула у конкурентов, и пойдет речь.

Трехочковые

Наверное, многие знают, что дуга была в АБА, и можно было бы предположить, что этот элемент пришел в НБА после объединения. Но, во-первых, трехочковые в НБА появились лишь через 3 года после слияния. А, во-вторых, АБА не были изобретателями «трешек». Впервые идею опробовали на студентах еще в 1945 году, когда не существовали ни АБА, ни НБА. Тогда эксперимент признали неудачным и вернулись к нему только в 60-х. АБЛ в 1961 году стала первой Лигой, которая на регулярной основе рисовала на паркете дуги. Причем линия тогда была ориентирована на Стефа Карри и находилась почти на 40 см дальше нынешней. Популяризировала трехочковые АБА. Комиссионер лиги Джордж Майкан считал, что «трешки» должны стать пращей, которая поможет маленьким давидикам быть не менее эффективными, чем традиционные голиафы. И это было зрелищно.

«Мы называли трехочковые хоумранами. И это очень точное сравнение. Фанаты вскакивали с мест, когда кто-то попадал из-за дуги», – Майкан.

В НБА же тогда расценивали трехочковые как дешевое трюкачество. Дальние броски пришли в Ассоциацию только в 1979 году, и «Нью-Йорк Таймс» в своем превью к сезону охарактеризовала трехочковые именно этим эпитетом – «трюкачество» (gimmick). Нововведение было принято в штыки, все те люди, которых считают великими тренерами, высказывались против «трешек». Рэд Ауэрбах требовал убрать руки от его любимой игры. Это, правда, не помешало именно «кельту» стать первым игроком, попавшим «трешку» в НБА: отличился Крис Форд. Другой игрок «Селтикс» Ларри Берд, пришедший в Лигу вместе с трехочковыми, стал настоящей легендой дальних бросков, хотя, по его собственному признанию, тренировал этот элемент только один раз – перед конкурсом 1988. Фил Джексон пытался наехать на дальнобойщиков, но выбрал неудачный момент – «Уорриорс» были на полпути к титулу. Грегг Попович совсем недавно говорил, что трехочковые ему не нравятся, но он смирился, а Пэт Райли старался отговорить Споэльстру выпускать Шэйна Батье в старте в 2012-м.

Трехочковые интегрировались медленно. Для того чтобы эти броски стали неотъемлемой частью игры, потребовалось немало усилий. Через несколько лет после введения трехочковых, дуга появилась в студенческих и школьных турнирах, это дало возможность готовить необходимые кадры. В конце 80-х «Никс» Рика Питино бросали слишком много, но были весьма успешны, чем доказали, что трехочковые это полноценное оружие, а не последний аргумент для концовки. В сезоне-1993/94 чаще всех трехочковые бросал «Хьюстон» – 15,7 попытки за матч. Со следующего года дугу подвинули ближе к кольцу, и команды стали атаковать с дальней дистанции чаще. Уже в сезоне-1997/98 периметр вернули на место, но всем было плевать: «Хьюстон» выбрасывал уже больше 20 трехочковых за матч. А потом были «Санс» Майка Д’Антони, Стэф Карри и все то, что так бесит Баркли.

Преодоление расового барьера

Так выглядела «Филадельфия», ставшая первым чемпионом НБА (тогда БАА). Сегодня в Ассоциации самый высокий процент темнокожих спортсменов, среди топовых американских лиг. Это прогресс, которым можно гордиться, но расовый барьер начали рушить другие лиги, НБА лишь подхватила эту тенденцию, причем не сразу.

Гэрри Лью – первый темнокожий баскетболист с профессиональным контрактом. Он подписался с командой из баскетбольной лиги Новой Англии еще в 1902 году. На клуб обрушилась серия травм, и тренер был вынужден выпустить Лью на площадку. То есть он хотел играть 4 на 5, лишь бы оставить темнокожего игрока вне паркета, но публика взбунтовалась, заставив выпустить Лью на площадку. Так все и началось. Потом стали появляться команды, состоящие только из темнокожих, но все это дело существовало в эпоху недоразвитого баскетбола со слабыми лигами. Первой по-настоящему сильной структурой, признавшей право афроамериканцев играть в баскетбол, стала Национальная Баскетбольная Лига. В сезоне-1942/43 «Толедо» и «Чикаго», игравшие в НБЛ, пополнились темнокожими игроками.

До создания НБА (1946 год) оставалось еще несколько лет, казалось бы, такой опыт можно было перенять еще до основания Ассоциации, но все двигалось медленно. Первые темнокожие игроки появились только в 1950-м году, после объединения с пресловутой НБЛ. А потом около 10 лет существовало негласное ограничение – 2 афроамериканца на команду. В МЛБ уже отгремел Джэкки Робинсон, а самая черная лига мира продолжала придираться к оттенкам кожи.

Трофей

Что бы там ни говорил Грегг Попович, главная цель в НБА – это чемпионство (разумеется, после «пуси, муни вид»). Сегодня победитель НБА получает кубок Ларри О’Брайена. Это легко узнаваемый трофей, который вручается чемпиону на вечное пользование, а не передается от одного триумфатора к другому, как, например, кубок Стэнли. Однако, когда деревья были большими, а Чарльз Баркли только начинал набирать вес, у НБА был передаваемый трофей. Небольшая чаша на подставке, к которой крепились плашки с названиями команд-победительниц. Изначально он назывался Кубок финалов НБА, но после смерти Уолтера Брауна, был переименован в его честь. Если кто-то не знает, Уолтер Браун – это первый владелец «Селтикс», он сыграл первостепенную роль в объединении с НБЛ.

В 1977 году (в первый сезон после другого слияния – с АБА) дизайн кубка был коренным образом пересмотрен, в результате чего награда стала неприлично похожа на трофей Винса Ломбарди: простой стиль без лишних деталей, кубок выглядит целиком отлитым из металла и представляет собой спортивный снаряд на высокой ножке. Так же, как и главный трофей в НФЛ, кубок Уолтера Брауна стали передавать чемпиону на вечное пользование, а вскоре поменяли и название награды, переименовав его в честь вышедшего на пенсию комиссионера лиги Ларри О’Брайена. Так что, если вы хотите, чтобы главный приз НБА носил ваше имя, нужно просто провести слияние лиг.

Слэмданк-контест

Первый нормальный конкурс бросков сверху НБА провела в 1984 году, выиграл его Лэрри Нэнс, сын которого сейчас бегает за «Лейкерс». Но до этого, в 1976 году, контест провела АБА. Соревнование проходило во время большого перерыва Матча всех звезд, выиграл конкурс Джулиус Ирвинг, и вот это был действительно первый контест. Но многие это знают, да и интересного тут мало. А вот, что действительно любопытно, это слэмданк-контест который НБА запустила в первый сезон, после слияния.

В надежде нажиться на статусе Ирвинга Ассоциация решила, что ей нужен конкурс бросков сверху. Но хорошего должно быть понемножку, а слить все веселье за один вечер как-то не серьезно. В итоге, контест растянули на весь сезон. Из каждой команды взяли по одному игроку, нарисовали сетку турнира и, когда команды соперников по контесту встречались в рамках регулярного сезона, выбирали сильнейшего в большом перерыве.

Ирвинг слился, как только узнал, что это сомнительное мероприятие не оплачивается. Но титул все равно ушел к Доктору. Дарнелл Хиллман по прозвищу Доктор Данк одолел в финале (который проходил во время финальной серии НБА) Лэрри «Ястреба» МакНила, по пути выбив из сетки Моузеса и Карима.

Сам Дарнелл отмечает, что сейчас игроки стараются пролететь подальше, а в его время основной целью было прыгнуть как можно выше. Тогда информации было меньше, чем сейчас, но слухов хватало. Ходили, например, разговоры, что некоторые игроки могут заглянуть в кольцо сверху. И один впечатленный такими слухами журналист решил поинтересоваться у Хиллмана: «А правда, что если я положу на верхний край щита четвертак, ты сможешь схватить его в прыжке?». На что получил логичный ответ: «Положи туда 100 баксов и узнаешь». Журналист не рискнул.

Так или иначе затея с контестом длиной в сезон провалилась. К идее конкурса бросков сверху вернулись лишь в 1984 году и тогда все сделали согласно заветам АБА.

Команды

Если кажется, что НБА просто заимствовала некоторые аспекты игры, то…

«Лос Анджелес Лейкерс», «Сан Антонио Сперс», «Детройт Пистонс», «Филадельфия 76», «Атланта Хоукс», «Сакраменто Кингс», «Индиана Пэйсерс», «Бруклин Нетс» и «Денвер Наггетс» пришли в НБА из других лиг. Это 9 команд. Знаете, сколько команд сегодняшней НБА играли в ней с момента основания Ассоциации? Три.

Первая партия новых команд пришла в 1948 году. Задыхающаяся НБЛ потеряла несколько клубов (включая «Лейкерс» Майкана), что добило лигу, позволив БАА забрать остатки сезон спустя. Тогда это позиционировалось как слияние, но в итоге получилось поглощение. И трудно винить за это НБА, лига пыталась выжить, и она выжила. НБЛ проиграла борьбу и за игроков, и за болельщиков. Но на сегодняшний день 24 чемпионства НБА принадлежат выходцам из НБЛ.

Другой поток хлынул после объединения с АБА. 4 команды и игроки нескольких расформированных клубов пополнили НБА. Причины развала АБА тоже весьма банальны: низкая посещаемость и финансовая нестабильность. Но вот что интересно – переговоры об объединении пошли еще в 1970 году. В последний сезон перед слиянием НБА заявила, что примет не всех. Финансово слабые команды потеряли всякую мотивацию – борьба за выживание была проиграна, наскребать всем миром на еще один сезон не было никакого желания. В итоге клубы стали сыпаться один за другим. А вот у обеспеченных команд все было под контролем:

– 4 сильные команды попали в НБА;

– владелец «Кентукки Колонелс» Джон Уай Браун получил приличную выплату, на которую купил «Баффало Брэйвс» (сегодня – «Клипперс»). Позже Браун обменяет «Брэйвс» на «Селтикс»;

– хозяева «Сент-Луис Спиритс» братья Силна ту же выплату растянули и доили НБА до недавнего времени, получив более 300 млн. за трансляции, пока не позволили Ассоциации откупиться от этой кабалы за полмиллиарда в 2014 году.

Но в итоге НБА убрала конкурента, получив его команды, игроков, зрителей и стала монополистом, которому не нужно переплачивать баскетболистам и судьям.

***

Какие-то вещи Ассоциация изобрела самостоятельно, вроде счетчика 24 секунд и гибкого потолка, а какие-то позаимствовала или просто вырвала силой, как те, что перечислены выше, но в итоге мы имеем продукт, потрясающе близкий к совершенству. Мы привыкли ругать НБА, когда что-то не так, и воспринимаем как должное, когда малейшие недочеты оперативно устраняются. Но когда приглядишься, понимаешь, насколько невероятно тонко настроена эта лига. И, если для того чтобы я мог смотреть нынешнюю НБА, нужно было задушить АБА, то к черту АБА и всех, кто выглядит как они.

За помощь в подготовке текста спасибо Роману Сприкуту.

Топовое фото: Gettyimages.ru/Mike Powell

Источник: http://www.sports.ru/