Маски сброшены-2: обзор судейства на Чемпионате мира по фигурному катанию

танцы на льду женское катание

Этот пост — закономерное продолжение текста, написанного по мотивам фигурнокатательного судейства в этом году. Году, знаменательном тем, что теперь мы можем делать именные куклы вуду увидеть, кому национальные предпочтения и личные пристрастия дороже профессиональной этики, и чьи колонки оценок вечно выбиваются из средней температуры по больнице. Сегодня поговорим о том, как отработали судьи последний крупный старт сезона.

Танцы на льду

Танцевальные ветки – хедлайнеры по числу возмущенных судейством комментариев. Причем если раньше предсказывать оценки по составу бригады пытались только болельщики, то теперь и спортсмены с тренерами бодро жалуются в интервью на неудобные бригады и незаслуженно низкие уровни (ГОЭ, компоненты, места относительно коллег по сборной…).

В коротком танце мировой рекорд обновили Тесса Вирчу и Скотт Моир. Единственным, кто был не согласным с таким раскладом, стал судья из Франции: он посчитал, что его земляки перекатали канадцев на 0.4 балла, причем разница в 4 балла в базовой оценке ему не помешала.

Российская судья тоже отработала свое место в бригаде по максимуму: на мировое господство Тессы и Скотта она посягать не стала (в целом анализ протоколов за прошедший год показывает, что российские судьи обычно лояльны к ВМ и ставят им баллы даже чуть выше среднего), но Екатерину Боброву и Дмитрия Соловьева все же вывела на промежуточное второе место. Чтобы кто-то из многострадального дуэта Ильиных-Кацалапов увидел южнокорейские зимние пейзажи, обкатав третью (теперь мы уже знаем, что несостоявшуюся) путевку на Игры, россиянка недрогнувшей рукой поставила принципиальным соперникам Александры Степановой и Ивана БукинаПайпер Гиллес и Полю Пуарье – компоненты ниже дуэта из Израиля, ГОЭ в два раза меньше средних, ну и на всякий случай максимально утопила американцев Мэдисон Хаббел – Захари Донохью: как чувствовала, что Зак днем позже сорвет твиззлы.

В произвольном танце судьи уже в несколько другом составе продолжили борьбу за квоты, места в десятке и лидерские позиции.

Американец, например, поставил Шибутани-Шибутани на второе место как в произвольном танце, так и по сумме с коротким, отодвинув Вирчу-Моира на третью строчку. Чтобы подразнить Наталью Бестемьянову и других членов Букины-тим он дал меньше сотни в произвольном танце Саше и Ване – ровно столько же, сколько и паре Гиньяр-Фаббри.

Российской судье срыв Вирчу-Моира по душе тоже не пришелся, и она задвинула их за спины Екатерины и Дмитрия. Степанова-Букин при этом были ей оценены довольно близко к тому, что написано в протоколах: корейский, чешский и британский судья отнеслись к ним даже лояльнее.

К слову, судьба тех сотых, которыми Боброва-Соловьев упустили деревянную медаль (не то, о чем стоило бы грустить, но в контексте квот могло бы быть важно) в чем-то зависела и от российской судьи: именно она поставила дуэту Уивер-Поже на балл больше, чем они получили в итоге. Видимо, весь запал ушел в то, чтобы потопить третью канадскую пару (99,80 против официальных 106,16) и дуэт американцев Захари-Донохью (94,90 против 101,17 в протоколе).

Ну и о неожиданном. Всегда в таблице можно увидеть результаты, под которые невозможно подвести национальные мотивы, шкурный интерес или что-то еще. Поскольку усматривать в судействе откровенно коррупционные нотки не хочется, буду считать это проявлением личных предпочтений, что тоже не соответствует представлениям о профессиональной этике, но, по крайней мере, более человечно. В коротком танце мой судья-фаворит из Испании: он, как и я, так проникся прокатами канадских пар, что отдал им все три комплекта малых медалей, причем Пайпер и Поль в его картине мира на 0.1 обошли Кейтлин и Эндрю. В субботу отличился британец: клонировать его девять раз – и были бы россияне с тремя квотами на ОИ: недрогнувшей рукой он опустил обеих Мэдисон под Степанову-Букина, туда же сослал Гиллес-Пуарье (им пришлось уступить место даже Калишек-Сподыреву, которым о сотне в произвольном танце пока остается только мечтать).

 

Парное катание

В парном катании особых споров о результатах не велось. Тарасова-Морозов героически (без сарказма) доехали до долгожданной мировой бронзы; Суй-Хань, преодолев все травмы, все-таки стали чемпионами; ну а Алена Савченко и Бруно Массо получили серебро, на которое больше вроде как никто и не претендовал: о чем-то можно было бы говорить, если бы ТМ не сорвали поддержку, но они сорвали и самоустранились. И тем не менее, в судейской бригаде нашлись обладатели ну очень альтернативного взгляда на мир.

Это оценки произвольной программы. Обратите внимание на столбик с семерками-восьмерками: это подкинула на бедность Ксении Столбовой и Федору Климову немецкая судья. 15 баллов – именно столько в ее мире составила разница во второй оценке между Аленой с Бруно и Ксенией с Федором. Произвольную программу СК версии немецкой судьи проиграли даже славным, но все же далеко не звездным итальянцам Маркеи-Хотареку.

Впрочем, ничего личного к Ксении и Федору у немецкой судьи, конечно, нет. В короткой программе она вывела на десять баллов меньше итоговой оценки Забияко и Энберту, подтопив их, прежде всего, юниорскими компонентами. Ровно те же 29.20 во второй оценке от нее получили Ю-Жанг, способные конкурировать с Савченко-Массо при неидеальном прокате последних. Почти на 6 баллов меньше среднего от немки получили Тарасова-Морозов (справедливости ради, состоялся обмен любезностями с российским судьей: тот столько же отнял уже у немцев). Возглавили турнирную таблицу в немецкой картине мира, конечно же, Алена и Бруно с суммой 83.70 против официального результата 79.84.

Не все, однако, решали на этом турнире задачи уровня мирового господства: у кого-то были свои локальные цели. Канадский судья, например, умудрился сделать уникальную вещь: поставил своим спортсменам в произвольной программе оценки на два балла ниже средних. Этими спортсменами стали Любовь Илюшечкина и Дилан Москович: видимо нежелание давать Любе гражданство так велико, что собственные судьи не гнушаются тем, чтобы топить пару на стартах. В официальной табличке Люба и Дилан стали лучшими среди канадцев, у судьи-соотечественника же они худшие.

И вновь в конце – о неожиданном. Судья из Латвии так порадовался вышедшим с больничного Сегуин-Билодо, что дал им третье место по итогам произвольной программы (что интересно, коллега из соседней Литвы определил их на одиннадцатую строчку). Японский судья проникся героизмом Жени Тарасовой и вывел их на второе место как по произвольной программе, так и по сумме. А самым непредсказуемым образом повел себя швейцарец: у него второе место после короткой программы заняли Маркеи-Хотарек, а Суй-Хань оказались лишь шестыми, едва унеся ноги от Забияко-Энберта и Симеки-Нерима.

Женское одиночное катание

«Евгения Медведева и все остальные» — эта фраза несколько раз прозвучала в различных интервью и обзорах касательно женского турнира. С такой расстановкой сил были согласны практически все, лишь канадский судья все же позволил себе отдать преимущество в 0.4 балла по итогам короткой программы Кейтлин Осмонд.

В произвольной программе 5 из 9 судей поставили Медведевой оценку выше 156 баллов. Еще трое – не вышли из коридора 150-155 баллов. И лишь японский судья, обезумев от горя, вызванного потерей третьей Олимпийской квоты, оставил Евгению с 142 баллами. Этим он, впрочем, не лишил ее лидерства в своем персональном топ-листе, но оставил лишь 1 балл преимущества над Кейтлин Осмонд и 2 – над его землячкой Маи Михарой.

Отличился японский судья и своим собственным взглядом на вторую оценку в короткой программе. Например, вопреки логике своих коллег он дал вторые компоненты Анне Погорилой: всего на 0.4 балла меньше, чем Евгении Медведевой. Настоящий подарок от него получила и другая россиянка Мария Сотскова: полтора балла компонентного преимущества над Каролиной Костнер и Эшли Вагнер и целых два – над своей недавней соперницей и, между прочим, представительницей Японии Вакабой Хигучи.

Стойкая нелюбовь проснулась у отдельных судей к американским одиночницам. У норвежца, например, открылась сильная аллергия на Эшли Вагнер, которая проявилась в отрицательном ГОЭ и лишь десятых компонентах по итогам произвольной программы: он дал ей 111 баллов против итоговых 124.50. Не лучшим образом он отнесся и к ее соотечественнице Мэрайе Белл, недодав ей примерно 10 баллов по сравнению с финальной суммой. Карен Чен невзлюбил судья из Швейцарии: в короткой программе он указал ей на 11 место, поставив на 3 балла меньше в компонентах, чем в среднем по бригаде.

Мужское одиночное катание

Многие болельщики считают, что именно этим видом нужно было заканчивать соревнования: феноменальные результаты, квадобитва в группе смерти финальной разминке и бесспорный победитель. Здесь судьи действительно проявили единодушие, а вот относительно всех мест, что не первое, возникали варианты.

Например, китайский судья постановил, что произвольный прокат Бояна Цзиня был на 1,5 балла компонентнее, чем у Шомы Уно. В ГОЭ он и вовсе отдал более чем десятибалльное преимущество соотечественнику, что позволило бы Бояну с легкостью взять серебряную медаль.

Зато этот же китайский судья – лучший друг тех, кто считает, что Браун получает многовато в компонентах для не идеальных и к тому же бесквадовых прокатов: 84 в PCS вывел американцу китаец. Не обольщайтесь: это все равно больше, чем у наших Михаила и Максима, но зато меньше, чем у всей последней разминки, и почти как у выдавшего прокат жизни Миши Ге.

Алексей Быченко, судя по всему, занял крупную сумму у канадского судьи и так и не вернул, поскольку в произвольной программе тот поставил его ниже даже неприлично развалившегося Шафика Бессегье: канадец (судья номер 5) минусовал изральятину все элементы так яростно, что итоговое ГОЭ получилось -6,60 против протокольного 1,14. По невыясненным обстоятельствам, та же проблема возникла у Алексея и с британским судьей №9. Как хорошо, что в поручители всегда можно взять своего судью: найдите его на картинке.

В Максима Ковтуна не верят многие болельщики, Татьяна Тарасова и даже российская судья, поставившая ему на полбалла меньше итоговой оценки. Зато у Макса (в отличие от Никиты Кацалапова, о котором я писала в первой части поста о судействе) есть личная поклонница в Австралии, отписавшая ему  в произвольной программе 165,08 баллов при официальных 156,46: у нее он, кстати, обыграл коллегу по сборной. Российская судья свою национальную принадлежность проявить предпочла при оценивании Миши Коляды: 88 в компонентах – больше только у Хавьера, Юдзуру, Шомы и Патрика. 

За как всегда прекрасные фотографии — спасибо лучшему другу авторов постов на спортсе — gettyimages.com

За не менее прекрасные таблички с оценками — вот этому детищу чьих-то очумелых рук: https://tulup.ru/news/680/isu_world_figure_skating_championships_2017_aftermath/

А вам спасибо за внимание. Чьи оценки удивили вас? Кого на этом чемпионате откровенно засудили? Удержались ли бы вы от соблазна подтянуть любимцев или земляков повыше, будь перед вами судейский монитор? 

 

Источник: http://www.sports.ru/