Кто писал лучшие картины об английском футболе
Никита Киселев – о художнике рабочего класса из Манчестера.
Клип Oasis на песню The Masterplan наполнен не только насмешками над развязностью и самодовольством Лиама Галлахера (о, эта походка). В основе анимационного видео – отсылки к работам, стилю и идеям Лоуренса Стивена Лоури, главного художника Северо-Запада Англии. Совсем очевидная занимает 10 секунд ближе к концу: на них болельщики стягиваются на бывший стадион «Манчестер Сити» «Мейн Роуд» – и это повторение самой знаменитой картины Лоури «Идущие на матч». У Ноэла Галлахера как-то спросили, помнит ли он, когда именно познакомился с творчеством Лоури. Идеолог Oasis ответил, что оно было с ним всегда; это все равно что поинтересоваться, когда он впервые услышал «битлов».
Лоуренс Стивен Лоури родился в манчестерском Стретфорде и прожил долгую жизнь, внушительную часть которой работал обыкновенным сборщиком квартирной арендной платы. С учетом этой занятости и необходимости выхаживать больную мать Лоури приходилось рисовать по ночам. Его вдохновляли те самые жильцы, что делились с ним не только последними деньгами за крышу над головой, но и историями и драмами из непритязательного быта. Он сумел найти что-то свое в тоскливых пейзажах унылого фабричного Пендлбери, куда был вынужден переехать из-за финансовых семейных проблем.
Дым заводских труб и закоптившееся небо над ними, кирпичные здания, одинаковые школы, потрепанные церкви и спешащие по будничным делам люди – они показаны в особом, сформированном за годы сидения у холста «спичеченом» стиле – Лоури стал художником рабочего класса, по-настоящему народным творцом. Никто не уделял столько внимания простому, неприметному человеку. Неудивительно, что Лоури полюбили. Причем и на самом высоком уровне. Так, в 1953-м его попросили присутствовать и изобразить коронацию Елизаветы II. Одна из картин Лоури попала на почтовую марку, а самого Лоуренса представили к рыцарскому званию – правда, как и в случае со всеми почетными официальными наградами, он ответил отказом.
Иногда Лоури сравнивают с репортером. Он довольно редко фиксировал конкретные сцены, в большинстве своем передавая собирательные образы, характеры и ситуации, но, как уверял сам Лоури, обязательно увиденные им самим. Его обижали предположения о додумывании, фантазиях и преувеличениях. Есть у Лоуренса картина «Калеки». На ней – весь цвет городских низов: инвалиды, горбун, карлики, перекошенные лица, мошенники и сумасшедшие. Кто-то из местных меценатов заявил, будто такого мрака просто не может быть, что сильно задело Лоури. Вместе они уселись в машину и проехались по окрестностям Манчестера, увидев втрое больше подобных персонажей. Возможно, попался им на глаза и известный в определенных кругах Джонни на колесах. Тот самый, что в нижнем правом углу картины.
Лоури с большим трудом сходился с людьми, не желая открываться незнакомцам. Хотя, как признавались редкие друзья, в плане рассказов анекдотов и остроумных историй ему не было равных. Лоури никогда не водил автомобиль, вел аскетичный образ жизни и не имел близких отношений с женщинами. По легенде у двери его комнаты всегда стоял чемодан, чтобы при незванных гостях притвориться, что ему надо срочно спешить в дорогу. Тем удивительнее то, что Лоури умел поразительно точно передавать сущность и природу толпы. В том числе – на футбольных матчах.
Только представьте, как Ноэлу Галлахеру приятно осознавать, что из двух больших клубов Манчестера Лоури в свое время выбрал «Сити». На нелюбовь к «МЮ» повлияли действия «дьяволов» в коррупционном скандале, в который в 1905-м вляпались «горожане». Тогда «Юнайтед» подсуетился и перетащил ряд игроков, включая звездного Билли Мередита.
Ладно. Картина «Манчестер Сити» против «Шеффилд Юнайтед» совсем не об этом. Лоури опять волнуют люди, болельщики, мужчины разного роста, веса и внешности, обступившие зазывалу в котелке, предлагающего сделать ставку. Искусствоведы отмечают, что это тот редкий случай, когда Лоури посвятил работу конкретному фактическому событию (22 октября 1938-го «Сити» обыграл «Шеффилд» 3:2). В 2008-м полотно ушло в частную коллекцию за миллион фунтов.
В 2011-м другая картина Лоури «Футбольный матч» побила рекорд лондонского аукционного дома «Кристис». 5,6 миллионов фунтов – столько за британскую живопись ХХ века еще не давали.
Но самым узнаваемым творением народного художника Англии остаются «Идущие на матч» (1953). Победив в конкурсе к 90-летию Футбольной Ассоциации, они принесли Лоури аж тысячу фунтов. Сильно позже, в 1999-м, PFA (союз профессиональных футболистов) выложил за картину почти 2 миллиона. Покупка была громкой, новость – обсуждаемой. Со слов Гордона Тейлора, на тот момент исполнительного директора PFA, «Идущие на матч» воплощают сердце и душу игры – предвкушение толпы». Если верить слухам, в торгах собирался участвовать даже Дэвид Бекхэм, но в последний момент его отговорила Виктория.
Все те же спичечные люди со всех уголков города стекаются к турникетам и деревянным террасам «Берден Парк», прежнего стадиона «Болтона». Это довоенный футбол, честный, демократичный и брутальный, не знающий ни гламура, ни излишеств (ради всего святого, давайте не будем интересоваться, как несло от тамошних туалетов). Это игра работяг, такая же народная, как и сам Лоури.
…Совсем недавно англичане проголосовали за Лоури как за лицо новой 20-фунтовой банкноты. Манчестерские газеты писали, что копия одной из картин Лоуренса (точно не называлось, какой) досталась на прощание Мануэлю Пеллегрини, тонкому ценителю искусства. Вообще говоря, сейчас локальный культ Лоури – это часть плана местных властей по наделению Манчестера человеческим обликом. Отличная музыка, большой художник, переезд студии BBC – это помогает избавиться от давней репутации индустриальной дыры.
Неизвестно, зацепили бы Лоуренса Стивена Лоури сегодняшний футбол и нынешние технологичные пейзажи. Он очень глубоко прочувствовал дух своего времени. Он рисовал спичечных людей, кошек и собак – так пел дуэт Brian & Michael, три недели с композицией Matchstalk Men & Matchstalk Cats & Dogs удерживающий вершину английских чартов.
Фото: Gettyimages.ru/Frank Martin/BIPs; christies.com (2,3); artfund.org
«Англия, Англия» в соцсетях: Twitter / VK / Telegram
Источник: