Как Берлинская стена едва не забрала с собой Герту

Герта бундеслига Германия

Тяжело быть болельщиком «Челси», когда проживаешь в Восточном Лондоне. Тяжело болеть за «Палмейрас» и жить в Сантусе. Тяжело быть болельщиком «Атлетико» проживая в Чамартине. Но это ничто по сравнению с тем, что пришлось пережить болельщикам «Герты», которые утром 13 августа 1961 года оказались не на той стороне. 

Приблизительно 2000 восточных немцев ежедневно старались бежать в Западный Берлин. Председатель госсовета ГДР Вальтер Ульбрихт понимая, что нужно остановить «утечку мозгов» (ведь бежали и квалифицированые ученые), приказал закрыть границу. Для тех, кто проснулся не на Западе, это означало, что они в мгновенье будут разлучены со своей семьей, друзьями, кто-то лишается работы и жилья, а для многих это еще и потеря любимой «Герты». 

Стадион «Гезундбруннен» на котором играла команда, находился очень близко к границе, так что поначалу некоторым фанатам достаточно было взобраться на колючую проволоку, которая обнесла всю западную зону к 15 числу. Но позже эта ограда начала превращаться в знаменитую бетонную стену, что делало практически невозможным какие-либо связи с клубом. 

Один из болельщиков, которго кличут Клопфлиш, рассказывал: «В первые дни мы собирались около забора. Мы все еще видели стадион. Там было, наверное, человек 60. У нас было небольшое радио, благодаря которому можно было слушать об игре. Они объявили счет, но в этом не было необходимости, мы слышали аплодисменты болельщиков». Ему было 13 лет, теперь ему почти 70. 

Он долго поддерживал «Герту» за стеной и за ним пристально следили Штази. У тайной полиции на него было большое досье. Это в итоге побудило Клопфлиша сбежать. Он оставил больную мать и лишился дома. Когда он захотел вернуться назад, ему не позволили.

«Когда стена стала по-настоящему стеной, мы больше не могли видеть стадион, а полиция не позволяла нам залезать. После побега я поддерживал связь с клубом при помощи писем. Они мне писали, рассказывая о том, что происходит. Я знал некоторых игроков, особенно старых, что играли в 20-х годах, когда «Герта» была успешным клубом. Я основал фан-клуб в Вочточном Берлине, и мы с игроками тайно встречались в барах и передавали письма».

Как оказалось, стена нанесла удар не только по поклонникам, но и по самой команде. Тот факт, что некоторые футболисты берлинского клуба жили на «неправильной» стороне, нанес мгновенный урон. Утром 13 августа 1961 года Клаус Таубе, нападающий «Герты», котрый в среднем забивал гол каждые два матча, должен был отправиться на тренировку, пройдя через КПП. Позже он вспоминал, когда давал интеврью газете Die Welt: «Это было невозможно. Я стоял у границы и не понимал, что происходит. В тот день в течение всего нескольких минут закончилась моя глава выступлений за «Герту». 

«Бело-голубые» были достаточно сильной командой для того, чтобы претендовать на титул в Берлине. Собственно, «Герта» и попала в сформированную в 1963 году Бундеслигу в роли лучшего клуба Западного Берлина. Это было важно, ведь Футбольный Союз Германии старался оказать поддержку столице. Это и помогло включить «Герту» в Бундеслигу, а затем «Герта» получила и «Олимпийский стадион», где теперь проводит свои матчи. 

Но когда дело дошло до приглашения в команду игроков, Берлинская стена стала огромной проблемой. Оформление документов на пересечение границы туда и обратно было достаточно сложным делом, но еще нужно было тратить много денег, так как дороги Восточной Германии были ужасными, так что единственным вариантом был перелет, но этого себе позволить мог не каждый. Подобная роскошь была лишь у ТОП-команд. А ведь все игроки хотели бы навестить семью, пообедать с ней и так далее. 

Вольфганг Хольст, тогдашний вице-президент «Герты», рассказывал: «Быть обнесенным стеной в Западном Берлине — это недостаток. Мы ведь действительно хотели пригласить хороших игроков. Конечно, игроки, к которым мы подходили с предложением присоединиться, знали это. И они говорили: «Мистер Хольст, если Вы хотите, чтобы мы переехали в Берлин, мы хотим иметь это, это и это». 

У клуба было отчаянное положение, так что они дали игрокам «это, это и это». Но не всем. В сезоне 1964/1965 Немецкий футбольный союз узнал о том, что «Герта» занималась незаконными выплатами. Аудиторская проверка выявила расхождения в счетах. Эти дополнительные марки в итоге стоили им места в высшем дивизионе. У клуба отобрали лицензию, хотя они заняли 14-ю строчку из 16-и возможных. 

Здесь нельзя обделить вниманием мнение бывшего кипера «Герты» Ханса-Юргена Крумнова. Он говорил эти слова в начале 2000-х (умер два года назад): «Конечно, мы слышали, о якобы непомерно высоких зарплатах, но мы, игроки, спрашивали себя, возможно ли, что Немецкий футбольный союз просто ищет повод выкинуть нас из Бундеслиги, чтобы клубы больше не летали в Берлин за большие деньги».

В итоге место «бело-голубых» занял клуб «Тасмания 1900», но он вылетел по итогам своего же дебютного сезона, набрав наименьшее количество очков в истории Бундеслиги. В 1968 году «Герта» вернулась в элиту немецкого футбола. 

Не смотря на то, что после известной истории на клуб глядели косо, их это не остановило и в 1971 году берлинцы устроили договорной матч, проиграв «Арминии». Собственно, выхода у клуба не было. Огромные финансовые трудности побудили «Герту» пойти на это. Из-за раздела Берлина клуб не мог даже на 50% заполнить свой стадион, так что они приняли 140000 марок от клуба из Билефельда. Помимо этого пришлось продать свой бывший дом «Гезундбруннен», что нанесло тяжелейший урон по болельщикам команды, которые находились на противоположной стороне. 

Хотя стоит отметить, что «Герта» в том сезоне финишировала на третьем месте, что давало путевку в Кубок УЕФА, и отдала матч последнего тура, который для «бело-голубых» ничего ровным счетом не значил. В первом раунде немцы уверенно справились со шведской командой «Эльфсборг» (3-1 и 4-1), но во втором раунде вылетели от «Милана», сумев выиграть даже ответный матч (2-1), но в первом итальянцы были сильнее (4-2). Однако, не смотря на все проблемы, «Герта» добивалась успеха в этом десятилетии — в сезоне 1974/1975 они заняли второе место, в 1977 и 1979 годах команда играла в финале кубка страны, а в сезоне 1978/1979 они были в полуфинале Кубка УЕФА.

Границу было тяжело пересечь. Так что 70-е запомнились болельщикам берлинцев особенно сильно. Фанаты «Герты» на самолете путешествовать уж точно не могли, только автобусом. Когда они отправлялись на выездные матчи, на границе подвергались жесткому досмотру.

«Водитель автобуса должен был занести в список всех пассажиров и их места. Если пограничники проверяли паспорта, а болельщики оказывались не на своих местах, они могли спокойно задержать рейс минут на 90. Пограничники получали от этого удовольствие. Они знали, что таким образом мы пропустим старт матча», — однажды вспоминал Манфред Зангель.

Манфред ездил и на товарищеский матч против клуба «Унион». Берлинская стена стояла, но она не могла помешать фанатам прекратить полностью общение. На стадионе каждой из команд могли внезапно включить гимн соседнего клуба. В это время зарождалась дружба между фанатами. 

Но в сезоне 1979/1980 «Герту» ждало разочарование. Они заняли 16-е место и вылетели из Бундеслиги. Трудно было привлечь талантов на «Олимпиаштадион» по ходу всего десятилетия даже не смотря на периодические успехи, но шанс потягаться в «Баварией» и с «Гладбахом» все таки притягивал некоторых игроков. Однако теперь, в изолированном городе, команде придется играть футболистами более низкого уровня. А такие таланты, как Вольфганг Клефф, Ингин Верел и Уле Расмуссен — все ушли. 

За клуб по-настоящему стало тревожно. Они вернулись в элиту немецкого футбола в сезоне 1982/1983, но тут же вылетели, заняв последнее место. По ходу того сезона шли разговоры о возможном слиянии «Герты» с другими клубами Западного Берлина — «Теннис-Боруссия», «Блау-Вайсс 1890» и с «Берлином», что только подчеркивало их плачевную ситуацию. Фанаты понимали, что эти разговоры угрожали существованию их любимой команды, но обошлось.

Дела шли плохо, и с 1986 по 1988 года берлинский клуб играл в Любительской Оберлиге Берлина. Тогда даже «Герту» выселили с «Олимпиаштадиона» на «Постштадион». Они вернулись во вторую лигу, но клуб нуждался в перезагрузке. Начавшиеся протесты и митинги собирались предоставить команде такой шанс. 

В 1988 году к «бело-голубым» присоединился Тео Грис. Он знал о стене, без сомнений, но все равно перешел: «Конечно, я знал об особенной политической ситуации в городе, но для меня прежде всего это был вызов. Действительно, когда я жил в Берлине, понял, что означает эта стена».

До ноября 1989 года стена оставалась такой же внушительной, как и раньше, а разрешение на пересечение границы получить было практически невозможно. Но 9 ноября Гюнтер Шабовски, выступая на пресс-конференции, которую транслировали по телевидению, озвучил правила въезда и выезда благодаря получению специальной визы. Его заявления побудили немцев отправиться к стене не дожидаясь никаких документов. Пограничники не получали никаких приказов, а потому старались как-то сдерживать эту толпу, но в результате перевеса сил им пришлось открыть границы. 

Для самой «Герты» тот день тоже разделился на «до» и «после». Через 2 дня берлинскому клубу предстояло играть против клуба «Ваттеншайд». Они сыграли вничью 1-1. Эти два коллектива были соперниками за первое место во Второй Бундеслиге. И они провели тот матч перед толпой в 60000 человек. Впервые за два десятилетия многие смогли увидеть их любимый клуб, а «Герта» собрала стадион. 

«Атмосфера в тот день на стадионе — это было нечто совершенно фантастическое», — говорит Клопфлиш. «Тогда «Герта» была во второй лиге и боролась за промоушен. Мы продали 44000 билетов, но клуб выпустил еще 15000 в подарок людям Восточного Берлина. Внезапно стадион стал полон. В клубе сразу же появилось настроение, что вот все изменится, что эта огромная толпа начнет ходить каждую неделю. Некоторое время они ходили, но их было не так много, как в первый день. В коце сезона мы вернулись в Бундеслигу. Сделали ли мы это ради целого города? Не знаю. Когда мы вышли, это было достаточным вознаграждением. Мы были очень счастливы».

Действительно, более 15000 бесплатных билетов было предоставлено людям Восточного Берлина. И на начальном уровне правда был интерес. Даже компания UFA вложила в клуб миллионы. Они были уверены, что это поможет команде стать популярней. Но это было не совсем так. Малое количество восточных берлинцев вернулось к «Герте». За стеной прошло много лет, у кого-то появлялись дети, которым «Герта», разумеется, не казалась чем-то особенным. Кто-то заинтересовался другими футбольными коллективами, так как не верил в то, что стена однажды перестанет быть преградой. Разделение привело к незаинтересованности о том, что происходит на другой стороне. 

Качество футбола клубов восточной стороны, может, и не соответствовало тому, что демонстрировал сосед, но это была восточная часть. Такие клубы, как «БФК Динамо», «Унион», они и сегодня популярнее, чем «Герта» именно в восточной части. Даже «Ганза», «Динамо Дрезден», «Магдебург» в восточных окрестностях куда популярнее. 

Последствия, которые вызвал раскол города, продолжали душить клуб и дальше. Стало ясно, что посещаемость и доходы только из-за того, что Берлин стал открыт, увеличиваться не будут, в результате чего клуб зависел от инвесторов. В 2009-м году «Герте» это аукнулось, когда задача попадания в Лигу Чемпионов не была выполнена. Берлинцам не хватило всего одного очка. В итоге звезды ушли, а команда заняла последнее место. Так что Берлинская стена давала знать «бело-голубым» о себе все эти годы. Клуб ушел во вторую лигу и стал работать над фанатской базой, чего было невозможно стелать во времена Берлинской стены. 

Несомненно, многие проблемы были вызваны неумелым руководством, но стоит задаться вопросом, какие поддержка и престиж были бы сейчас у «Герты», насколько богат мог бы быть клуб, потрать они 60-80-е годы прошлого века не на борьбу с проблемами, а на попытку выявить лучшего на поле. 

Сегодня клуб из Берлина можно считать уже крепким бойцом Бундеслиги. В 2013 они вернулись в элиту немецкого футбола в очередной раз, и с каждым новым сезоном их результаты становились только лучше. В сезоне 2015/2016 они финишировали в зоне Лиги Европы, заняв 7 место. По итогам последнего чемпионата они оказались еще выше — шестыми. Но с точки зрения набранных очков это был для них лучший сезон в истории чемпионата. В этом году они снова сыграют в Лиге Европы, но начнут турнир уже с группового этапа.

 

 

P.S.

Поддержите молодой проект. Подписывайтесь, делитесь своим мнением и ставьте плюсики, а я постараюсь радовать Вас и дальше.

Источник: http://www.sports.ru/