болельщики ФХР КХЛ Дмитрий Чернышенко СКА Владислав Третьяк
Такой хоккей — и никто не смотрит.
Пару недель назад меня перемкнуло. Я вспомнил, что живу в Москве, разорился на пять тысяч и рванул на арену ВТБ, смотреть «Динамо» – ЦСКА с максимально близкого расстояния. Третий ряд – ближе будет, только если возьмут тренером в клуб КХЛ. Лицо обдувало ветром от армейских раскатов. Кутейкин чуть не зацепил крюком, замахиваясь на синей линии. Я видел, с кем в команде разговаривает, а с кем не разговаривает Капризов. Это все было великолепно и, естественно, я вышел со стадиона вприпрыжку. Все хоккейные знакомые вращали пальцами у висков: «Что с твоей аккредитацией?», «С ума сошел – платить за хоккей?», «Мог спросить, мы бы нашли билеты!». Нехоккейные – пожимали плечами, вообще не понимая, о чем это я. Ну хоккей и хоккей.
Мне не по пути со всеми. Моя зрительская культура поведения раз и навсегда была сформирована сценой из сериала «Друзья», где Чендлер торговал родственниками за билеты на матч «Рейнджерс» — ну и, как вы уже поняли, я просто люблю хоккей. По утрам я смотрю хайлайты всех игр. Для меня не проблема выгадать час и пересмотреть пару периодов матча «Автомобилист» – «Ак Барс» — чтобы быть в курсе. И я понимаю, что нас таких немного. Москва – просто недостаточно спортивный город для того, чтобы хоккейный матч реально разжигал столицу. А вся Россия — недостаточно спортивная страна, чтобы на постоянной основе интересоваться хоккеем.
Но текущему сезону КХЛ есть чем цеплять и простых прохожих. Лига сейчас в легкой эйфории – как толкиеновский Шир до высадки орков. Тут «Амур» стрижет одного фаворита за другим, а потом разваливается под «Автомобилистом». Голы от своих ворот забивают раз в три дня. Новых звезд — завались: от Капризова до Трямкина, все забивают, отдают и отчаянно жгут. Немного портят праздник СКА и ЦСКА, но и они по-своему веселятся в гонке без поражений.
При этом про Континентальную лигу вы вспомнили только наткнувшись на заголовок этого текста. К сожалению, это не лечится. Хоккей не может бомбить на всю страну, но даже из потенциально хоккейной аудитории регулярка КХЛ выхватывает очень небольшую часть крепких фанатов игры. Остальные ходят, не знаю, в кино или в парк Зарядье в то время, как в Москву приезжает финалист Кубка Гагарина.
Примерно миллион раз в хоккейной ленте Sports.ru мы, редакция, тыкали в проблемы КХЛ, пинали ее руководство, всю ФХР и отдельно Владислава Третьяка. Сейчас немного другой случай — в целом, КХЛ дает внятное, интересное шоу. Но это шоу почти не трогает широкого зрителя.
Вот почему:
1. Сборная все-таки победила
Возможно, КХЛ получала бы больше хайпа, если б ее руководители поменьше говорили, что хоккей в России — это сборная на первом, втором и третьем местах. А все остальное — это шелуха, слезы, суета. Дело даже не в деталях, на которые я часто ссылаюсь: распил регулярки, паузы, лимиты и прочие мерзости, что творятся в интересах сборной. Это мышиная возня, малое зло, которое цепляет только узкую аудиторию. Реально большая аудитория судит гораздо проще.
С большой аудиторией, например, говорит Третьяк — и вы прекрасно помните, что он говорит. Разве он говорит о «зеленом дерби»? Нет. Кошка говорит «Мяу», собачка говорит «Гав», Третьяк говорит «Сборная-сборная». Сколько раз обладатели Кубка Гагарина приходили в гости к президенту страны? Для широкой аудитории это было бы важнее «правильного» календаря. Представьте, Путин шутит про Мозякина в Кремле: «Ну что, до ворот в Сочи не получилось, а до Кремля — запросто?». Следующий матч «Магнитки» показывали бы в средних школах. КХЛ считается путинским проектом, но такого приема что-то не было ни разу.
Странно жаловаться на небольшую посещаемость матчей ЦСКА через запятую после того, как в тысячный раз объявлено, что КХЛ — это небольшой вонючий прицеп к главной команде страны. Дмитрий Чернышенко ровно это и делает. В России клубный хоккей пинают ногами круглогодично, и вы увидите, что будет, когда начнется ближайший Евротур. Знарок сразу же зачитает, что в клубах загнали кандидатов в сборную.
Поэтому регулярки ни для кого просто не существует. Клубный хоккей реально живет только в регионах, где есть команды КХЛ, и в умах задротов.
2. НХЛ напомнила, что круче
НХЛ послала Олимпиаду и ловко так ткнула в истину: 1) все сильнейшие играют там, 2) всех сильнейших не увидеть больше нигде, кроме как там. КХЛ подвинулась еще на пару позиций вниз.
Следить за лигой – не значит же «смотреть все матчи». Следить — это хотя бы интересоваться счетами: по утрам читать новости про НХЛ, смотреть нарезку-другую голов даже удобнее. И в этом намного больше смысла, чем убиваться по нашей регулярке. Сравните фамилии: сколько забил Овечкин, что исполнил Кучеров, какой трофей выиграл Малкин — против Широкова, Капризова, Гусева.
К тому же наши лучшие – например, Евгений Кузнецов – открыто сказали, что дорожат карьерой в НХЛ, она им сейчас важнее всего. Пачка игроков, которые вернулись, не попадали в составы там, но сразу же заиграли в основах здесь — нестеровы, григоренко, любимовы. Для большого зрителя это элементарные сигналы: КХЛ — имитация, а настоящий хоккей — за океаном.
3. Регулярка КХЛ — сложная хрень
Хоккей и сам по себе дико сложная штука. Как автор материала про семь простых хоккейных ответов могу поделиться секретом — респекты летят до сих пор, из самых неожиданных мест. Оказывается, в игре вообще почти никто не разбирается нормально. И вот если честно, то хоккейный регулярный чемпионат (в НХЛ — тоже, но там зритель продвинутее) — это болото. Три десятка команд. Две конференции, четыре дивизиона. Игры каждый день, через день, с какими-то паузами, то две, то десять, то ноль.
Для нас, задротов, — прикольно. Но нам даже в приколах североамериканской системы весело разбираться: высчитывать, что такое wildcard и все такое. Ничего сложного, но для обычного околоспортивного россиянина, который пришел в спорт через футбол с его прозрачной схемой «каждый с каждым в два круга дома и в гостях по выходным», мне кажется, это просто смерть. Хоккей встречает такого человека жесткими статистическими наркотиками. Почему дивизионы, зачем дивизионы? Как все вообще играют друг с другом?
Для обычных зрителей в регулярке дико мало хоть каких-то зацепок. Игр настолько много, что каждая конкретная не значит практически ничего — особенно с учетом будущего плей-офф. Лезть в такие дебри будет только хардкорная аудитория — какая есть в Северной Америке. Российская хоккейная аудитория легко поорет за наших против «ненаших», даже не понимая, что сейчас за стадия чемпионата мира. В регулярке ей тем более не разобраться.
4. У медиа нет представления, как работать с регуляркой
Прямое следствие предыдущего пункта, и при этом сама по себе огромная проблема. На хоккей работают не худшие умы страны, но найти и раскрутить интересное в регулярке — это адская задача.
Что могут медиа? В регулярке нет какой-то внятной единицы смысла, за которую можно зацепиться, которую можно постараться упаковать покрасивее и продать. Нечего и некогда подогревать, нечего и некогда постпиарить. Вот, допустим, СКА и «Магнитка» обещают суперспектакль. Во-первых, матч может оказаться отстойным, как последний версус. Во-вторых, они в разных конференциях — по факту, от матча не зависит почти ничего. В-третьих, уже на следующий день в лиге — пять игр.
К «Матч ТВ» можно относиться по-разному, но отсутствие выстроенной и понятной для зрителя системы потребления регулярки КХЛ – не то что бы прямо их вина. Идея с хоккейным понедельником провалилась. Систему не может грамотно выстроить никто — мы на Sports.ru просто бросили это дело и работаем в снайперском режиме. Раньше мы писали обзоры раз в два-три дня — видели бы вы их статистику. Алексей Шевченко выбрал другую крайность и просто стал Человеком-ежедневным-обзором — это ведь тоже не ответ. Другие медиа мечутся между этими подходами, и у всех вместе не получается ничего вразумительного.
Местным болельщикам намного проще: следи за своими – и все будет хорошо. Абстрактный зритель в этом болоте ломает ноги — и ни одно медиа мира ему не поможет разобраться, что интересного происходит в регулярном чемпионате КХЛ.
5. В КХЛ нет ни одной яркой клубной франшизы
В футболе есть «Спартак» и ЦСКА. «Краснодар» может собрать хайпа, обыграв кого-то из них. Если будет обыгрывать регулярно, то его будут узнавать — как это, собственно, и происходит. Потом попав в тройку чемпионата, забравшись в еврокубки и там дав бой условному «Ливерпулю», «Краснодар» рванет еще громче. Число подписчиков будет расти от раза к разу — а потом станет ярким самостоятельным брендом.
В российском хоккее реально популярный и узнаваемый клуб один — ХК «Сборная России». Даже популярность СКА – штука относительная. Матчи футбольного «Спартака» и хоккейной сборной России однажды видел почти каждый. СКА знают только питерцы и хоккейные задроты; причем хоккейные задроты сильно против СКА.
В российском хоккее построить громкую в масштабах страны франшизу почти нереально. Надо везти как минимум Ягра — «Авангард» до сих пор в России помнят во многом из-за того удачного трансфера в середине нулевых. Механизмов раскрутки реально ноль. Можно брать кубок за кубком — но этого не заметят даже на уровне президента страны. Звезд привозить не получается, Кросби к нам не поедет. Нет реально крутых еврокубков, которые дадут выход на широкую аудиторию. Самая жженая социальная акция — это волна репостов среди хоккейной аудитории.
Что делать? Непонятно. Надо как-то выкручиваться; надо смотреть, как франшизы выстраивают на Западе. В этом, кстати, действительно большой отрыв — в КХЛ руководители считают, что самая сложная и важная задача на новом месте — построить «конкурентоспособный» коллектив. По опыту Владивостока и Сочи мы уже поняли, что вырастить середняка — это легко. Но на то, чтобы сделать клуб событием в жизни страны, чтобы выволочь его на большой рынок, нужно время и правильная работа. В России такую задачу ставят только в Питере, вливают туда миллиарды, но не получается ни черта. По факту, к сожалению, регулярка КХЛ — это огромный ноунейм, в котором 27 ноунеймов по невнятной схеме играют за невнятный приз.
И на этих словах я снова вспомнил, что я в Москве. Какой там следующий матч?
Фото: dynamo.ru; Gettyimages.ru/Anna Sergeeva, Patrick Smith; РИА Новости/Владимир Федоренко; instagram.com/boogaard1975; ska.ru
Илья Воробьев почитал первый телеграм-канал
Источник: