Guardian: За китайский «кэш» Оскар заплатит высокую цену

Guardian: За китайский «кэш» Оскар заплатит высокую цену

Дэниэл Тейлор пытается разобраться, что может заставить молодого талантливого парня фактически поставить крест на своей карьере из-за денег.

Дидье Дрогба как-то говорил, что в Китае его приняли за реинкарнацию древнего божества. Его называли Всесильным, и он навсегда запомнит реакцию на свое первое появление на тренировке «Шанхай Шэньхуа» вскоре после прибытия туда «кладоискателя» Николя Анелька. Новые товарищи по команде, «в изумлении распахнув глаза, пялились на наши финты, наработки, командные действия». Оба игрока приближались к закату карьеры, но для остальных членов команды по-прежнему оставались на недосягаемой высоте.

Что и следовало ожидать – Китай единственный раз участвовал в финальном этапе ЧМ в 2002 году, продул все три игры, не забил ни одного гола, и сейчас занимает 83-ю строку в рейтинге ФИФА – сразу за Антигуа-Барбудой и Фарерскими островами, чье население вместе взятое уместится в любом из городских районов Шанхая. Еще и место останется.

Когда Грациано Пелле перешел в «Шаньдун Лунэн», один из футбольных журналов опубликовал интервью-прикол, в котором итальянский футболист якобы сказал: «Да, я подписал контракт – кажется, с футбольным клубом. Кажется, в Китае». Пелле за два с половиной года заработает 34 млн. фунтов, что равняется 260 000 фунтов в неделю. Это делает его одним из пяти наиболее дорогих игроков мира и оставляет сильное подозрение, что в Шаньдуне не заметили вторую «л» в его фамилии.

Помните появление Жуниньо в «Миддлсбро» в 90-х годах? Этот трансфер еще называли переломным для английского футбола? Его коллега по команде, Ян Оге Фьертофт тогда сказал: «Жунинью достаточно выучить три слова: деньги, спасибо и до свиданья». То же самое теперь происходит в Китае. Поэтому невольную улыбку вызывают слова покинувшего «Челси» в этом году Рамиреса, что он якобы перешел в китайскую суперлигу не из-за астрономических гонораров.  Ну еще бы! Ведь каждый мальчишка из Рио растет и мечтает, как ему стать игроком «Цзянсу Сунин» и выступать в стране, проигравшей домашний отборочный матч Сирии, у которой сейчас на уме вопросы несколько важнее, чем состав сборной.

Оскар, оттертый в «Челси» на второй план, последним пал жертвой искушения. В какую бы нарядную обертку не заворачивали 60-миллионный переход в шанхайский клуб, трудно побороть глубокое разочарование от того, что футболист его возраста решил перестать бороться, если не сказать крепче – полностью потерял самоуважение. В 25 лет он, по идее, должен быть на пике карьеры, даже если пришлось бы сменить клуб. К тому же, большинство не ошибутся, думая, что после четырех с половиной лет получения зарплаты в штате «Челси» он вряд ли бедствует. Таланта, чтобы привлечь покупателей из ведущих европейских лиг, ему тоже хватило бы. Попутного, как говорится, ветра, но сколько бы нулей не добавилось к его получке, трудно представить, что футболист его калибра будет доволен собой в клубе, который близко не стоит даже к MLS.

Не хочу никого обидеть, но, судя по предлагаемым сумасшедшим суммам, отъезд одного из профильных английских игроков в те же края – лишь вопрос времени. Уэйну Руни уже предлагали. Хотя дело пока не сдвинулось с места, он мысль о переезде в Китай не отрицал. Возможно, кроме денег, его пока что волнует кое-что еще. Советники Руни съездили в китайскую экспедицию весной этого года и доложили, что поля в ужасном состоянии, уровень игры, как и ожидалось, кошмарный, судейство – еще хуже. Над суперлигой черными тучами висят слухи о договорных матчах и взятках.

Руни, возможно, еще помнит игру «Манчестер Юнайтед» и «Шэньчжэнь» перед началом сезона 2007 года в Макао и что вышло наружу четыре года спустя – судье заплатили 100 000 гонконгских долларов (примерно 8 000 фунтов) за мухлеж с подбрасыванием монетки. Но главное – на какое футбольное дно пришлось бы опуститься игроку, проведшему всю свою карьеру в верхнем эшелоне премьер-лиги. Деньжищи там, конечно, безумные, но как поет Родригес в своей песенке, мартышка в шелках остается мартышкой.

Разница между Руни и Оскаром в том, что один быстро съезжает к подножию карьерного пика, в то время как другому по крайней мере еще 5-6 лет рано думать о последнем хапке. Вот где стыдоба. Вот почему Джейми Каррагер заявил, что ему мучительно неприятно. Когда супер-богатый футболист вместо того, чтобы остаться в Европе и выступать в турнирах профессионалов, гонится за длинным юанем, это оставляет ощущение бессмысленной потери.

Яя Туре часто обвиняют в эгоизме и жадности – в основном по вине паскудного агента, чем самого игрока – но мало кто знает, что полузащитник «Манчестер Сити» этим летом отказался от предложения, приняв которое, он получал бы 360 000 фунтов в неделю после вычета налогов. Просто Туре решил, что на его долю денег и так хватит, и в свои 33 года еще не растерял желание играть в состязательной лиге. Считать бабло, махнув рукой на спортивные достижения, решил он, не в его характере.

Точно так же сделал Рио Фердинанд, когда покинул «Манчестер Юнайтед» и на него посыпались денежные заманухи из Китая, эмиратов и США. Он предпочел «Куинз Парк Рейнджерс». Будем надеяться, что Алексис Санчес, на которого сейчас нацелились китайцы, тоже решит, что классному игроку самое место в Лондоне. Говорят, ему предлагают 400 000 фунтов в неделю. Было бы очень досадно, если мы в нем ошиблись и он поставит крест на своей карьере, погнавшись за китайскими миллионами, вместо того чтобы зарабатывать их в «Арсенале».

Надо признать, что он пока не сделал никаких намеков, чего нельзя сказать о других. Алекс Тейшейра мог перейти в «Ливерпуль» прежде чем бросить якорь на отмели «Цзянсу Сунин». Жервиньо, Эзекиль Лавесси, Демба Ба, Паписс Сиссе, Джексон Мартинес и Халк – все они теперь играют в стране, где Пол Гаскойн когда-то побывал на двухнедельных сборах в одном местном клубе («Его название вылетело у меня из головы», написал он потом в своей автобиографии) и чуть-чуть поиграл в «Гансу Тьянма».

Когда Антонио Конте встал у штурвала «Челси», Оскар оказался на обочине. Мне возразят – многие ли в его положении, кем бы они ни были по жизни, отказались бы от трехкратного увеличения зарплаты? Ответ дал Арсен Венгер, когда его недавно спросили, как идут переговоры о новом контракте с Санчесом. Он сказал, что лучшие игроки премьер-лиги получают отнюдь не гроши и должны помнить, что есть главное, а что вторичное. «Лично я считаю, и возможно, несколько упрощаю, что для футболиста важнее когда у клуба есть система ценностей, амбиции, уважение к игрокам, — сказал тренер «Арсенала». – Деньги хороши везде и для всех».

Может быть, я тоже упрощаю, но не могу с ним не согласиться. Оскар слишком классный игрок для китайской лиги. Китай – не место для жадных до успеха футболистов. Раз уж приходится покинуть «Челси», мог бы, по крайней мере, найти другой клуб, где ему позволят зарабатывать миллионы, будут угадывать каждое его желание, осыпать суперзвездными цацками, но в такой стране, для которой футбол не является национальным позором.

Проигрыш Сирии в октябре привел в Китае к массовым уличным демонстрациям, как и в 2013 году, когда национальная сборная слила 5-1 юношеской сборной Тайланда, после чего испанский тренер китайцев Антонио Камачо с позором подал в отставку. Президент Китая Си Цзиньпин четко заявил, что его цель – сделать Китай футбольной державой. Этот вид спорта стал обязательным в школьной программе. Строятся тысячи новых стадионов и полей. Но пока они выйдут на мировой уровень, утечет много времени. В Китае топовым игрокам платят астрономические гонорары, но иначе никак нельзя, потому что любой классный игрок, согласившийся переехать в Китай, быстро замечает – остальной мир перестал обращать на твою карьеру какое-либо внимание.

Оригинальный текст Дэниэла Тэйлора

Источник: http://www.sports.ru/