Футболономика в России [4]: сколько клубы теряют на трансферах, и как это влияет на результаты

Футболономика в России [4]: сколько клубы теряют на трансферах, и как это влияет на результаты

Пришло время поговорить про трансферы в РФПЛ. Это рассмотрение во многом перекликается с двумя первыми постами серии (если не видели – welcome и enjoy!); и учитывая, что многое уже было оговорено, будет больше картинок и меньше текста. В любом случае, стоит обсудить исходные. В фокусе внимания дюжина сезонов РФПЛ с 2004 по 2016 годы. В Российской Премьер-лиге размер заработной платы объясняет приблизительно 80% вариации позиции клуба в лиге. Т.е вне зависимости от трансферных компаний, тренерских талантов, систематичности менеджмента, именно то, сколько клубы платят своим игрокам, определяет, насколько высоко в турнирной таблице клуб финиширует (логика примерно такова: чем больше игрок получает, тем он лучше; соответственно, чем больше клуб платит игрокам, тем выше уровень игроков в команде). Пейсмейкером роста зарплат выступал на протяжении этого периода «Зенит», поддерживаемый практически неограниченными ресурсами «Газпрома», но настоящую гонку вооружений развязал керимовский «Анжи». Бездумное вбухивание миллионов в клуб из Дагестана заставил (sic! это не причинно-следственная связь, а иррациональность нашего футбольного менеджмента) других участников лиги реагировать симметрично – и эта гонка уже сейчас поставила наш футбол на грань существования. Очевидно, что нашему футболу необходим финансовый фэйр-плей, потому что большая половина наших клубов – бюджетные вампиры, а потому от частных решений и конкретных действий страдают целые регионы и вся система футбола в России.

Итак, что с трансферами? Если клуб серьезно закупился – это повод ожидать чемпионство? Стивен Шимански, который в этом цикле выступает в качестве путеводной звезды моего анализа, утверждает, что трансферы – один из самых глупых элементов футбольного мира. В АПЛ размер зарплатной ведомости объясняет около 90% вариации позиции клуба в лиге. Трансферы же способны объяснить лишь 16%. Стоит ли ожидать от РФПЛ большей удачливости в трансферах?

***

По поводу базы. Здесь я перехожу от базы FM, к базе Transfermarkt. Хотя критиковать собственные данные – занятие странное, я все же замечу, что, на мой взгляд, эти данные абсолютно равнозначные. Единственная разница, когда нам говорят про Transfermarkt – это, каждый воспитанный человек знает, авторитетно; когда про FM – это ж игра, она не имеет к реальности отношения.

***

Перед тем, как перейти к разнообразным табличкам, хочу поделиться двумя примерами, связанными с трансферными стратегиями АПЛ и РФПЛ. Это не диагноз, это просто иллюстрация – не призываю никого делать какие бы то ни было выводы. Вот Роб Маккензи, скаут «Лестера», переманенный «Арсеналом» (именно он, по мнению многих экспертов, главная потеря «Лестера» этого межсезонья), рассказывает о подписании Рияда Мареза, лучшего игрока АПЛ прошлого сезона. К слову, все же знают, откуда и за сколько его приобрели? (из 2-го французского дивизиона за 1,5 года до приза в АПЛ за 400 тыс. евро):

«[М]ы стараемся найти за рубежом команды, играющие в похожий с Лестером футбол. Таким образом можно легче сравнивать статистические показатели их футболистов со статистикой наших игроков […] Если вы обратите внимание на Францию, то увидите движение игроков из Лиги 2 в Лигу 1. Оливье Жиру, Лоран Косельни, Франк Рибери. Был Жоффрей Кондогбья, сначала перешедший из Ланса в Севилью, а затем в Монако. Средний уровень лиги не обязательно должен быть высоким, но там есть футболисты, поднимающиеся до определенного уровня, который обеспечивает дальнейшую карьеру в лучших французских или иностранных командах […] Таким образом, мы постоянно держим под контролем игроков второго французского дивизиона с убеждением, что там для нас есть возможности усиления. Соотношение цены и качества при заключении трансферов оказалось для Лестера хорошим опытом […] Когда мы рассматривали кандидатуру Рияда Махреза из Гавра, мы обратили внимание, что он эффективен при контратаках, выходах из обороны в атаку, выдвигаясь вперед и отдавая проникающие пасы вразрез. Мы играли в скоростной контратакующий футбол и такой игрок без проблем мог дополнить состав». Глядя с Ройял Лайвер Билдинг.

Это не все, что можно рассказать про скаутинг в европейских командах (почитайте этот блог, если станет интересно). Там, например, объясняется, как Матьё Фламини оказался необходим «Арсеналу», или почему Джейми Варди получил шанс в Английской Премьер-Лиге (которым блестяще воспользовался – более чем на 100 тыс. фунтов в неделю). Важно только сказать, что в основе этой трансферной стратегии – длительный, от года, анализ данных, статистика, математическое моделирование и осмысление показателей игроков.

А вот что пишет о выборе игроков в РФПЛ стратегический консультант, насколько я понимаю, очень авторитетный российский советник по трансферным вопросам, Алексей Зимин:

«Знаете, сколько времени на формирование мнения об игроке тратит тренер или опытный селекционер, чтобы вынести вердикт: может объект быть ему интересен для дальнейшего изучения или нет? В среднем не более 2-3 минут. […] Иногда потенциального новичка могут зачехлить после просмотра уже третьего эпизода. Дело в том, что у любого успешного специалиста, имеющего отношения к подбору игроков, есть своя фишка, свои вкусы, своя методика для каждой игровой позиции […] Когда тебе каждый день дают на изучение десятки игроков, ты просеиваешь их еще до стадии просмотра. Часто игроков интуитивно отбрасывают только по одному внешнему виду. Есть категория специалистов, которые придают значение – естественно, далеко не главное, но все же большое – «лицу и заднице» футболиста. Например, […], один из лучших селекционеров среди тренеров. Психологические способности позволяют частично понять по лицу: боец или не боец, себе на уме или адекватный. Взгляд на пятую точку дает ответ на то, насколько футболист способен вести силовые единоборства, как крепко он может стоять на ногах. Большие ягодичные мышцы при видимом отсутствии лишнего веса очень даже приветствуются». Разоблачение игры.

Конечно, Зимин не говорит, что «лицо и задница» — единственные «показатели», на которые ориентируются наши селекционеры. Лицо и задница (плюс 2–3 минуты просмотра видео) – своеобразные gatekeeping: фильтр, определяющий, кого из игроков «вести» дальше, а кого нет. Но разница между двумя подходами впечатляет… Означает ли это, что стратегия опытных отечественных селекционеров однозначно хуже, чем ведущих зарубежных скаутов? Конечно, нет. Перспективизм говорит нам о том, что разные точки зрения, подходы не обязаны выстраиваться в иерархию по правильности, истинности – они просто разные. Рационализация, технологизация, систематизация и т.д. – все это черты именно европейской культуры, но это вовсе не значит, что все культуры должны следовать «европейскому пути».

Существует, например, европейская медицина, ориентирующаяся на научный метод (установление причинно-следственных связей на основании рассуждения, наблюдения, эксперимента) и научные данные (биологии, химии, физиологии и т.д.); существуют и лечебные практики шаманизма, ориентирующиеся на специфическое, пограничное, положение шамана в мире (между этим миром и миром духов) и магические ритуалы возвращения души пациенту. Шаманизм может быть вполне эффективен в рамках определенной картины мира. Другое дело, что современная медицина экспансивна – она способна вбирать новые данные, знания; кроме того, всякий может ей обучится, освоив характерные практики, методы, опыты. Шаманизм же эксклюзивен – он предполагает некоторое исключительное знание, не заинтересован в распространении своего знания, ориентируется испытанные веками магические ритуалы и практики.

На самом деле скаутская деятельность во многих клубах напоминает шаманские практики – хороший скаут обычно в прошлом был игроком (т.е. обладает неким сакральным знанием), скаутская деятельность враждебна всему новому и внешнему, она основывается на магическом чтении «по лицу и заднице». Стоит сказать, что скаутский шаманизм в России процветает: если в АПЛ трансферы объясняют 16% вариации положения клуба в лиге, то в РФПЛ – аж 37%! На графике линейной регрессии ось x – это общий трансферный баланс клубов, ось y – это средняя позиция в лиге. Коэффициент детерминации (R2) равен 0,369, что и говорит о 37% «объяснительной силе» трансферов в РФПЛ.

График 1. Трансферный баланс клубов РФПЛ, среднее итоговое место

Перед тем как окончательно отказаться от научного подхода к нашему чемпианату в пользу ритуально-магического благогавения перед ним, стоит зделать одно замечание. Не так давно несколько болельщиков Ливерпуля – Пол Томкинс, Грэм Райли и Гэри Фулчер – опубликавали книгу «Плати столько, на сколько играешь» (Pay as You Play), а затем на ее базе Томкинс подготовил статью с красноречивым названием: «“Футболономика” ошибалась: трансферные траты значат многое». В соответствии с их анализом, в среднесрочной и долгосрочной перспективе трансферы объясняют положение команд в лиге не хуже зарплат, что опровергает 16% объяснение Шимански в «Футболономике». В издании 2014 года Купер и Шимански написали специальную заметку, в которой ответили на работу Томкинса. Если отвлечься от вопросов к данным, ответ Шимански состоит в следующем: в «Pay as You Play» учитывается только трансферные траты, а не трансферный баланс (трансферные заработки минус трансферные траты). Это увеличивает влияние трансферов на вариацию положения клуба в лиге, но искажает картину: клубы АПЛ (кроме Челси с 2003-го и Манчестер Сити с 2008-го) не могут только тратить, иначе это приведет к банкротству. Потому и модель трансферов Шимански (16%) намного больше соответствует действительности, чем модель Томкинса (ок. 80%).

Шимански, вероятно, прав. Но он точно не знаком с реалиями российского футбола, где тратить можно сколько угодно (в конечном счете, всегда можно перераспределить бюджет области, повысить цену на билеты в поезде или цену на газ/бензин). А потому шаманский скаутинг РФПЛ даже менее эффективен, чем скаутинг АПЛ (хотя здесь трансферы объясняют только 16% результата): у нас можно только тратить, но при этом это дает жалкие 37% для понимания результата.

Далее, предлагаю просто посмотреть, как наши клубы тратят и зарабатывают на трансферах. Первый график – 7 самых «жирных» трансферных бюджетов РФПЛ с сезона-2004 по сезон 2015–2016 (здесь и далее, ось x -годы, ось y — траты/заработки в млн. евро).

График 2. Команды с наибольшими тратами на трансферы за период 2004–2016 гг.

Далее, следующие 6 трансферных бюджетов команд РФПЛ (которые участвовали не менее, чем в 4 сезонах, исключая разорившиеся ФК «Москва» и «Сатурн»). Разделить надвое графики мне пришлось, чтобы они сохраняли читабельность, поэтому обращаю ваше особое внимание на цены деления этого и предыдущего графиков.

График 3. Прочие команды с наибольшими тратами на трансферы за период 2004–2016 гг.

Далее график с общими тратами на трансферы всех клубов РФПЛ.

График 4. Динамика трансферных трат всех клубов РФПЛ 2004–2016 гг.

Хорошо видно, как стремительно схлопывается финансирование наших клубов после «жирного» периода начала 10-х годов. Для сравнения, вот трансферные траты всех клубов АПЛ  за период 2003/04–2015/16 (по данным Mirror).

До сезона 2013/14, когда финансирование РФПЛ стало схлопываться, 20 клубов АПЛ тратили стабильно в два-три раза больше, чем 16 клубов РФПЛ. Стоит ли говорить, во сколько раз меньше наши клубы зарабатывают? Даже самые большие патриоты нашего футбола едва ли ожидают, что на их жизни наши клубы смогут зарабатывать хотя бы в 10 раз меньше, чем клубы АПЛ.

Теперь посмотрим, как на трансферах наши клубы зарабатывают. Здесь больше всех преуспели все те же 7 клубов с самыми жирными бюджетами (что логично).

График 5. Команды с наибольшими доходами по трансферам за период 2004–2016 гг.

Следующие 6 команд. Вновь обратите внимание на цену деления – если бы не «Анжи», о чем ниже, в отличие от графиков покупок цена деления была бы примерно одинаковая. Т.е. богатые клубы закупаются значительно масштабнее, чем остальные, но зарабатывают на трансферах – сопоставимо с ними.

График 6. Прочие команды с наибольшими доходами по трансферам за период 2004–2016 гг.

Теперь общая картинка. Резкий скачок в 2012–2013 гг. обусловлен распродажей «Анжи», на который пришлось почти 140 млн. евро.

График 7. Динамика трансферных доходов всех клубов РФПЛ 2004–2016 гг.

Наконец, график сопоставляющий динамику трансферных трат и заработков клубов РФПЛ

График 7. Покупки/продажи клубов РФПЛ за период 2004–2016 гг.

Кажется, в целом, все не так плохо. Разница между покупкой и продажей была не слишком значительная (тем более, что с 2004-го по 2009 клубы РФПЛ постоянно наращивали темпы продажи игроков), период «гонки вооружений», спровоцированный «Анжи», был недолог (всего три года), после этого трансферный баланс стал стремиться к нулю, а в 15 году клубы вообще предпочитали продавать, а не покупать (очевидно, что в 2016 году эта тенденция стала еще более заметной).

Тем не менее, хотелось бы обратить внимание читателей, что Керимов и «Анжи» сделали блестящий финт: закупившись с 2010 года на 210,5 млн £, они за этот же период распродали на 171 млн. £. Хотя потеря 40 млн £ – это абсолютно запредельно для нашего понимания, Керимов практически вышел в ноль. А вот другие клубы свои проекты не свернули, поэтому за взрывной рост трансферного рынка (а как уже было показано – и рынка зарплат) расплачивались, прежде всего, «Газпром», «Лукойл», ВТБ, Гинер и «Таиф». Безусловно, расплачиваться можно было по-разному: вообще не заметить (это доступно «Зениту» или «Спартаку»), отреагировать в рамках имеющихся ресурсов (ЦСКА и «Рубин»), отреагировать глупо («Динамо»). В любом случае, «Динамо» и ЦСКА от этой ситуации пострадали уже заметно; а за 12 лет новейшей истории нашего высшего футбольного дивизиона трансферный баланс достиг чудовищной суммы – минус 635 млн £. Вот динамика изменения трансферного баланса:

График 8. Динамика трансферного баланса клубов РФПЛ в 2004–2015 гг.

До 2009 года 16 команд «безвозвратно» теряли на трансферах ок. 32 млн. £ в год. Понятно, что тратились в основном большие клубы, которые могли рассчитывать хотя бы на частичный возврат средств благодаря участию в еврокубках. За короткое время существования проекта «Анжи» (2010–2013) 16 клубов РФПЛ «безвозвратно» теряли уже 115 млн. £ в год. За счет чего можно ожидать вернуть такие средства – не совсем понятно. Точнее, совсем не понятно. Почти 500 млн. £ потраченные на трансферы в начале 10-х годов – это деньги, утекшие в песок – ни конкретных результатов, ни долгосрочных эффектов, только губящая весь наш футбол игра на заданных Керимовым условиях. За эти деньги можно было бы перестроить всю систему детского футбола (от инфраструктуры до обучения тренеров). Но они были пущены на репутационную «гонку вооружений».

Хочется закончить на позитивной ноте. Не все же наши клубы бездумно вбухивают средства в трансферы, не ожидая возврата? Вот табличка с трансферными балансами всех клубов РФПЛ в рассматриваемый период.

Таблица 1. Трансферный баланс клубов РФПЛ за период 2004–2016 гг.

Собственно, никакой позитивной ноты не выходит – российских «Порту» или «Удинезе» в природе не существует. Условно можно выделить три группы команд – «зарабатывающие», «умеренные» и «тратящие». Положительный трансферный баланс 9 из 11 команд первой группы объясняется тем, что разрыв между РФПЛ и ПФЛ настолько значителен, что вылетая из Премьер-Лиги, клуб вынужден распродавать практически весь состав (за редким исключением). «Крылья Советов»  и «Урал» — единственные клубы текущего розыгрыша РФПЛ имеют положительный баланс, который, впрочем, вполне сопоставим и с балансом «худшей» команды второй группы «умеренных». «Амкар» теряет в среднем по 400 тыс. за сезон, которые, учитывая 12-летнюю новейшую историю клуба, складываются в серьезные для бюджета Перми, хотя и не пугающие 5 млн. евро (или пермяков это пугает?). В третьей группе есть безумные команды-спринтеры: баланс «Алании» просто чудовищный для 4 сезонов, у «Анжи» – сопоставим; осмысленные команды-стайеры, например, «Краснодар» или «Терек», которые тратятся на трансферы сравнительно равномерно и умеренно (оставим в стороне вопрос о том, на какие деньги живут эти клубы), наконец, есть не стесняющиеся «Динамо» и «Зенит».

Именно последняя табличка, на мой взгляд, показывает всю безнадежность трансферных стратегий клубов РФПЛ. Нет ни одного клуба, который бы работал в прибыль, по принципу «купил дешево, развил, продал дорого». Нет клубов (кроме, наверное, ЦСКА), способных выстраивать сбалансированную трансферную кампанию при борьбе за высокие места. Есть только клубы, которые тратят баснословные средства ради результатов в лиге, которая все меньше и меньше понятна и интересна собственной аудитории.

Если Вам понравился этот материал, пожалуйста, поставьте плюс, подпишитесь на мой блог и расскажите друзьям. И буду очень рад узнать Ваше мнение в комментариях!

Далее, надеюсь, до Нового года, план будет такой:

  • Когда 12 игрок такой же, как 11 на поле. Почему стадионы в РФПЛ все также пусты, и что делать?
  • Очко в огне: сколько в среднем стоит одно очко в РФПЛ или почему, если странный матч – не договорняк, Екатеринбургу стоит требовать расформирование Урала.
  • Источник: http://www.sports.ru/