Что будет с «Формулой-1» после ухода Росберга
Главные последствия неожиданного решения чемпиона мира.
В прошлую пятницу на церемонии награждения ФИА в Вене новый чемпион мира Нико Росберг объявил об уходе из «Формулы-1». Сиюминутный эффект заявления оказался колоссальным: несколько дней поклонники гонок не могли говорить ни о чем другом, и хотя межсезонье только стартовало, трудно представить себе информационный повод, который взбудоражит людей сильнее. Но давайте попробуем взглянуть на ситуацию шире и понять, повлияет ли решение немца на «Формулу-1».
Сдвиг на трансферном рынке пилотов
Самое очевидное следствие: «Мерседесу» нужен новый пилот, поэтому кто-то пойдет на повышение. Если счастливчиком окажется дебютант сезона-2016, протеже «Мерседеса» Паскаль Верляйн, то вряд ли мы заметим какие-либо потрясения на трансферном рынке. Зато подписание контракта с кем-то вроде Фернандо Алонсо, одним из пилотов «Ред Булл» или хотя бы гонщиком «Уильямса» Валттери Боттасом повлияет на судьбы многих.
Например, уход Алонсо ослабит «Макларен» – кем заменить испанца? Возвращать Дженсона Баттона? Пытаться переманить кого-то у конкурентов? Искать замену среди пилотов, у которых нет контракта? Каждое принятое решение может повлечь за собой цепную реакцию, результаты которой предсказать очень трудно. Как это всегда бывает, в «Формуле-1» очень много соискателей, машины которых не соответствуют их амбициям. Для некоторых все может измениться в одночасье — может быть благодаря уходу Росберга через пару лет гонки будет выигрывать Карлос Сайнс или Ромен Грожан.
Недосказанность в противостоянии Хэмилтона и Росберга
При счете 2:1 по чемпионским титулам за «Мерседес» окончательной точки в дуэли Хэмилтона и Росберга не поставлено: 4-й раунд помог бы определить исход. Льюис после Гран-при Абу-Даби неоднократно упоминал технические проблемы в качестве фактора, помешавшего стать ему четырехкратным чемпионом мира, но теперь он лишился возможности доказать, что в равных условиях сильнее напарника.
Трудно сказать, как уход Росберга повлияет на Хэмилтона. Партнеры по «Мерседесу» отлично мотивировали друг друга, а в случае, если новый партнер не сможет навязать Льюису достойную конкуренцию, англичанин может расслабиться или начать тратить слишком много сил на выяснение, кто важнее: он или команда.
Новое острое соперничество внутри немецкой команды может как помочь Хэмилтону найти дополнительные резервы, так и поссорить с руководством, к чему предпосылки есть уже сейчас. Не стоит забывать, что еще совсем недавно ходили разговоры о возможном наказании Льюиса за поведение в ходе последней гонки сезона.
Оставшиеся вопросы о состоятельности Росберга как чемпиона
Кроме позитивных сторон смелого решения Росберга есть и как минимум одна негативная. Нико не воспринимается общественностью как топ-пилот уровня Хэмилтона, Алонсо, Феттеля, Риккардо. Для многих его титул – это стечение событий, везение, неудача Льюиса, который показывал невнятные результаты в начале сезона, но никак не заслуга самого чемпиона.
В последний раз с проблемами подобного характера сталкивался Дженсон Баттон и блестяще их преодолел. Выступления англичанина после завоевания чемпионского титула гораздо больше убедили болельщиков и экспертов в его мастерстве, чем непосредственно победный сезон.
Нико тоже мог преобразиться, но предпочел не пытаться этого делать. Такое решение вызывает определенные вопросы относительно причин, заставивших его уйти. Быть может, он просто струсил, будучи уверенным, что защитить титул не удастся? Или причиной стали разногласия с руководством команды? Возможно, когда-нибудь мы получим больше информации по этому поводу, но ответ на вопрос, смог ли бы Росберга достойно противостоять Хэмилтону в следующем году, останется без ответа.
Ранний уход из «Формулы-1»: случайность или начало новой тенденции?
Из «Формулы-1» не принято уходить рано и по собственной воле. Для большинства гонщиков карьера заканчивается тем, что для них просто не находится места в командах. И даже когда на пенсию провожают возрастных пилотов вроде Рубенса Баррикелло, часто есть основания сомневаться в добровольности их решений. А уж чтобы из «Формулы-1» по собственному желанию уходил кто-то в районе 30 лет, вообще трудно себе представить. Единственный пример – Кими Райкконен, покинувший чемпионат мира после 2009 года, однако финну пришлось взять отпуск только из-за того, что «Феррари» очень захотела Алонсо.
Если разобраться, уход Росберга не столь уж неожиданный: немец провел на высшем уровне 11 сезонов — пару десятков лет назад это считалось бы приличным достижением — и отдал все силы на завоевание чемпионского титула. Среди журналистов бытует мнение, что в ближайшие два-три года примеру Нико последуют и другие парни схожего возраста – в частности, Себастьян Феттель. Возможно, это новая тенденция: ранний старт приводит и к раннему уходу, особенно в условиях насыщенного гоночного графика.
Впрочем, важно помнить, что подобные рассуждения касаются успешных спортсменов. Парни без побед и титулов по-прежнему голодны до подиумов и готовы терпеть бесконечные поездки по всему миру, пока не добьются своего. Примерно то же касается пилотов, выигравших свои титулы до 30 лет, но затем сошедших с вершины — уходить рано бессмысленно, а после нескольких сезонов неудач хочется повторения славной истории.
Сам Росберг признался, что он никуда бы не ушел без победы в чемпионате, и это значит, что его история — уникальный случай, в котором к уходу подтолкнули многие важные факторы: он принял решение на фоне общей усталости в преддверии заметных перемен в регламенте (из-за которых победной серии «Мерседеса» может прийти конец), хотел проводить больше времени с семьей и маленькой дочкой, и он слишком интеллигентный человек для этого жесткого спорта. Наконец, он сын своего отца, который тоже завершил карьеру раньше времени (пусть и по другим, трагичным причинам) — а дети часто повторяют судьбу родителей.
Фото: Gettyimages.ru/Charles Coates; Global Look Press/Hoch Zwei/ZUMAPRESS.com, imago sportfotodienst
Источник: