«Анжелика не разрешает ныть». Потерять себя в теннисе и найти – в кино

бизнес челленджеры и турниры ITF WTA Дмитрий Турсунов Мария Комиссарова

Валерия Ли встретилась с молодым режиссером с игровым прошлым и чемпионскими амбициями.

«В теннис меня не брали до шести с половиной лет – слишком маленькая была. Да и тогда взяли только потому, что в группе место освободилось», – рассказывает Анжелика Новокреповская.

20 лет спустя это экспрессивная девушка с активной мимикой и быстрыми реакциями. Судя по умело очерченным скулам, она могла бы снимать ютьюб-самоучители по макияжу. Но Анжелика снимает авторское кино. А также учит детей теннису. Еще однажды на корте она чудом не врезала сопернице (буквально), а в школе была освобождена от уроков истории после того, как щелкнула по носу учителя (фигурально).

Пузо, как у Вавринки

Новокреповская (в девичестве Аджамян) пришла в спорт по желанию отца – мастера спорта по самбо. Теннис не давался ей легко, и она не то, чтобы его любила. Но, как это часто бывает, ее и не то, чтобы спрашивали. В детстве отсутствие выдающихся физических данных ей удавалось компенсировать координированностью, но по мере того, как соперницы становились мощнее, конкурентоспособность Новокреповской падала. Впрочем, с 16 она играла профессиональные турниры и успела зайти в мировой рейтинг, прежде чем капитулировать перед тяжелой травмой.

В 18 Новокрепоская стала тренировать и сейчас смеясь вспоминает, как взрослые мужчины называли ее, еще тинейджера, Анжеликой Суреновной. В 19 она возглавила Московскую академию тенниса. В 20 прошла стажировку в академии Виталия Горина в Калифорнии, известной также как альма-матер Дмитрия Турсунова. В свои без малого 26 Новокреповская звучит как опытный специалист.

Хардкорные теннисные фанаты могут даже заочно знать Новокреповскую как «тирана Анжелику», которая «не разрешает ныть», – героиню истерически смешных в своей непосредственности отчетов ее девятилетнего ученика, которые появляются в инстаграме Турсунова (орфография и пунктуация сохранены):

«У Анжелики была температура но она меня все равно повезла на матч. Надо было выиграть что бы ее порадовать. Играл только 2 сета но ухандохался как тюлень потому что он как девчонка все откидывал визжал и плакал. Он мне еще в раздевалке не понравился потому что хвастался что у него ракетка как у Жоковича а у меня не такая и я очень расстроился потому что тоже такую хотел но Анжелика мне на ушко сказала что лучше бы у него не было пуза как у Вавринки. Анжелика меня расмешила и по этому я хорошо играл и заработал целых 2 киндера! А этот лохматура так психовал когда я его разносил что сломал свою ракетку! ХАХАХАХА!!!» (Больше аналитической феерии здесь.)

Как человек, выросший в теннисе, Новокреповская ценит тренерскую работу за возможность передать опыт, но как творческая личность своим призванием считает все же не ее.

«Это же не Канны»

Интерес к визуальным искусствам возник у Новокреповской еще в юности и через недолгое увлечение фото- и видеографией привел в режиссуру. От академического образования она сознательно отказалась в пользу кастомного – индивидуальной работы с преподавателем. Сейчас, четыре года спустя, Новокреповская автор ряда разноплановых фестивальных работ.

Одна из них – короткометражка «Поздороваться с медузой» – выполнена в псевдодокументальном жанре и сделана так убедительно, что в 2015-м даже прошла в конкурс «Саратовских страданий» – фестиваля документального кино Олега Табакова. Фарсовая комедия Family power – это постмодернистская история, иронизирующая над кинематографическими штампами, а чувственная «Ноцебо» работает как прямая речь, выраженная в современном танце (в кадре выпускница престижной бельгийской хореографической школы P.A.R.T.S.).

Любопытно, как во всем, что Новокреповская рассказывает о своей карьере в кино, угадывается отпечаток ее теннисного прошлого. Как и все профессиональные игроки, она рано повзрослела, склонна к рефлексии и умеет ставить перед собой конкретные цели (например, не просто получить образование, а найти педагога, который подойдет именно ей). Типично теннисный диагноз «болезненный перфекционизм» у нее тоже имеется: впервые отобравшись на фестиваль, она резюмировала свои эмоции словами «Ну, это же не Канны» (привет, Маккайла Мароуни). Наконец, как дитя одиночного спорта Новокреповская не боится ответственности и предпочитает все делать сама («Человек-осьминог», – называет она себя за это).

Кривая Кирстен Данст

Конечно, Новокреповская всегда хотела снимать про теннис: во-первых, это красиво, во-вторых, ей знакомо, а в-третьих, эта тема еще никем не раскрыта.

«Ни одного серьезного фильма про теннис нет. «Уимблдон», где Кирстен Данст вся такая?.. – говорит Анжелика, судорожно размахивая руками. – Она тренировалась с Сереной? Ну, это ей не помогло!»

Действительно, в приличном обществе признаться в симпатии к «Уимблдону» (2004) телевизионщика Ричарда Лонкрейна равносильно социальному самоубийству. Да, некоторые из нас, неравнодушные к фиш-энд-чипс утомленным жизнью мужчинам, находят в нем guilty pleasure, но очевидно, что для теннисных профессионалов картина смотрится очень по-дилетантски.

В этом проблема многих фильмов, описывающих корпоративные миры: балерины посмеиваются над «Черным лебедем», хоккеисты – над «Легендой №17», а военные юристы, надо думать, – над «Несколькими хорошими парнями». Поэтому Новокреповская захотела снять об изнанке теннисной жизни правдивое кино – пусть не такое героическое, как перемотанные пальцы Рафаэля Надаля, но от этого не менее содержательное, а главное – куда более универсальное.

Жизнь после (спортивной) смерти

Так родился passion project Новокреповской – сценарий ее первого полнометражного фильма «Не твое», в котором после долгих метаний на главную роль она утвердила себя. Это во многом автобиографичная история молодой теннисистки, которая живет в постоянном конфликте со всеми сферами своей жизни: спортивной, личной и социальной, – пока однажды обстоятельства не вынуждают ее с теннисом попрощаться.

«И вот я понимаю, что потратила 15 лет своей жизни, и у меня нет ни имени, ни денег, ни здоровья. Зачем я все это делала? – говорит Анжелика совсем не пафосно, но так, что по коже бегут мурашки. – Это переломный момент, за которым начинается такая жизнь после смерти».

«Когда мы слышим только героические истории, – продолжает она, – люди перестают им верить. А когда ты видишь кого-то, у кого не получилось, но они нашли в себе силы делать что-то дальше, разве это не цепляет больше? Я безоговорочно уважаю всех, кто сделал карьеру, потому что знаю, какой это адский труд. Но не все становятся Мариями Шараповыми: кому-то не хватает удачи, кому-то – здоровья, кому-то – таланта».

Впрочем, история, которую рассказывает Новокреповская в своем фильме, все равно жизнеутверждающая: она не (только) о том, как трудно добиться успеха, а о том, что он у каждого свой. Путь, который для одного оборачивается титулами и миллионами, другому позволяет узнать, понять и принять себя, что вообще-то стоит не меньше самого большого «Шлема».

Еще более острое жизненное звучание проекту Новокреповской придает концепция диптиха, в котором художественная часть плавно перетекает в документальную. В ней свои истории рассказывают люди, которым после спорта действительно пришлось начинать жизнь заново, – например, российская фристайлистка Мария Комиссарова, получившая страшную травму на Олимпиаде в Сочи. Тема сколь мощная, столь и деликатная, но Новокреповская именно документалистику считает своим коньком и уверена, что сможет найти к ней подход.

***

Абсолютно весь пре-продакшн: и творческий, и технический, – Новокреповская взяла на себя. Как создатель культовых «Безумцев» Мэттью Вайнер прославился тем, что визировал костюм каждого члена массовки, так и Анжелика лично подбирает актеров («Человек 30 эпизодниц у меня уже есть»), съемочную группу («Нашелся мальчик, который будет моим вторым режиссером, – это большая удача»), локации и даже оборудование. Начать съемки планируется в течение месяца, потому что теннис нужно снимать летом.

Все упирается в деньги. Бюджет фильма по студийным меркам очень скромный – 6 000 000 рублей (все актеры работают бесплатно), – но Новокреповская сам себе продюсер, режиссер и дистрибютор, а значит, и все расходы несет сама. Переговоры с потенциальными спонсорами пока не приносят результата, так что Анжелике остается бодриться и верить в свою счастливую звезду. А еще – в своего будущего зрителя, который поможет ей покрыть минимальные первоначальные расходы и приступить к съемкам.

Поучаствовать в проекте стоит здесь, потому что, если Анжелика за один выигранный матч дает два киндера, разве ей можно не доверять.

Новокреповская в инстаграме

Страница фильма Новокреповской

Фото: Анжелика Новокреповская

Источник: http://www.sports.ru/