Женщину-трансгендера, рисковавшую попасть в мужскую камеру, отпустили из новочеркасского СИЗО

 

Женщину-трансгендера, рисковавшую попасть в мужскую камеру, отпустили из новочеркасского СИЗО

ГУФСИН России по Ростовской области

23-летнюю женщину-трансгендера Альбину Матюнину, задержанную в ноябре за нарушение правил условного наказания, отпустили из СИЗО-3 в Новочеркасске. 7 декабря она должна получить новый паспорт и официально перестанет быть Алексеем, сообщает телеканал «Дождь» со ссылкой на адвоката Матюниной Ольгу Бадялян.

В сентябре 2011 года Новочеркасский городской суд Ростовской области приговорил Алексея Матюнина к двум годам лишения свободы условно с испытательным сроком в два года за кражу из кассы магазина 1,8 тысячи рублей. Дело прекращено на основании решения Аксайского районного суда Ростовской области от 25 января 2013 года, который постановил отменить наказание в виде двух лет заключения в колонии-поселении, рассказала адвокат.

Еще до конца этого срока Алексей и его брат-близнец Александр решили сменить пол, став Альбиной и Евой. Как рассказывала телеканалу «Дождь» Ева, у них было расстройство гендерной идентификации: «Когда в определенном возрасте понимаешь, что тело, которое развивается, совершенно не устраивает».

В итоге в 2013 году Алексей провел в Москве операции по установке имплантатов груди, увеличению губ и готовился к окончательной смене пола. В столице сестры нашли работу — Альбина занялась фотографией, а Ева стала визажистом.

10 ноября 2016 года Альбина Матюнина в компании сестры пришла в отдел ФМС за новым паспортом. Там ее задержали, поскольку она не отмечалась в органах ФСИН после вынесения приговора и находилась в федеральном розыске после того, как уехала в Москву из Новочеркасска, где она прописана.

Адвокат настаивает, что ее подзащитная была на постоянной связи с сотрудниками ФСИН, Ева также указывала, что сестра сообщила инспектору об отъезде и тот заверил, что достаточно отмечаться по телефону.

После задержания Матюнину этапировали в московское СИЗО-4 («Медведь»), после этого ее направили в ростовское СИЗО-1, а затем — в изолятор в Новочеркасске. Всего она пробыла под стражей с 10 ноября по 2 декабря, сообщила адвокат.

История стала известна СМИ, поскольку у Ольги Бадялян возникли опасения, что Матюнину поместят в мужскую камеру, и если адвокату не удастся доказать, что она не нарушала условия своего наказания, то ей придется отсидеть два года в мужской колонии.

Случаев осуждения женщин-трансгендеров «довольно много», но статистики по ним нет

Татьяна Глушкова, юрист и координатор проекта правовой помощи трансгендерным людям, считает, что история показывает, насколько непросто в России гражданину «изменить гендерный маркер в документах». Как сказала Глушкова сайту Rus2Web, сейчас в мире есть шесть стран — Дания, Норвегия, Мальта, Ирландия, Колумбия и Аргентина, — в которых человек имеет право сменить гендерный маркер в документах на основе собственного заявления.

В России эта процедура сопряжена с рядом сложностей. Сначала желающий сменить пол должен пройти психиатрическую комиссию и получить диагноз «транссексуализм». Затем, как правило, ему нужно перенести серию медицинских вмешательств, как минимум — гормональную терапию. Только после этого гражданин может обратиться в ЗАГС с заявлением на смену пола в документах.

«Однако здесь проблема в том, что чаще всего ЗАГСы отказывают трансгендерным людям в смене документов, — говорит Глушкова. — Дело в том, что в ЗАГС человек должен принести медицинскую справку установленного образца, но форма этой справки в нашей стране до сих пор четко не установлена. Соответственно, в этой ситуации трансгендерные люди вынуждены обращаться в суд. В итоге из-за вышеперечисленных трудностей многие из них живут как представители того пола, к которому они себя относят, но их паспорт остается прежним».

В тюремной иерархии трансгендеры автоматически попадают в «низшую касту». По словам Ольги Романовой, главы правозащитной организации «Русь сидящая», в России «сажают и выносят приговор по паспорту, а не по внешности» и «таких случаев довольно много, когда чаще всего бывших мужчин сажают в мужские колонии, несмотря на то, что по всем гендерным признакам они — женщины».

Однако все опрошенные Rus2Web эксперты сказали, что статистики по количеству трансгендеров в России нет. Как объяснил основатель группы психологической помощи трансгендерным людям «Человек Человеку» Егор Б., «во-первых, гендер и все, что с ним связано, — это довольно закрытая тема, а во-вторых, многие люди предпочитают не обращаться к медицинской комиссии и начинают совершать переход из одного пола в другой самостоятельно». «Тем не менее общемировая статистика говорит о том, что в социуме присутствует от 1 до 3% трансгендерных людей», — отметил он.

Источник: http://www.newsru.com/russia