Историк «Ельцин Центра» подаст к Михалкову иск о клевете

 

 
 

На режиссера Никиту Михалкова, раскритиковавшего екатеринбургский «Ельцин Центр», собирается подать в суд историк Никита Соколов, заместитель исполнительного директора «Ельцин Центра»

Города и Страны

 

 
 

В пресс-службе Никиты Михалкова отказались комментировать сообщение, попросив направить письменный запрос

Global Look Press

На режиссера Никиту Михалкова, раскритиковавшего екатеринбургский
«Ельцин Центр», собирается подать в суд историк Никита Соколов,
заместитель исполнительного директора «Ельцин Центра», возмущенный
высказываниями режиссера, приписавшего ему реабилитацию генерала
Власова.

Как рассказала РИА «Новости»
представитель «Ельцин Центра» Елена Волкова, Соколов напишет заявление
как частное лицо. «Как человек, как руководитель Вольного
исторического общества он хочет осуществить свои права», — пояснила
Волкова, подчеркнув, что сам «Ельцин-центр» судиться с режиссером не
будет.

Сам историк сообщил агентству Ura.ru, что поводом стало
одно высказывание Михалкова из открытого письма к вдове первого
президента России Наине Ельциной, опубликованного
11 декабря, а именно — место, где режиссер утверждает, будто Соколов
реабилитирует генерала Андрея Власова.

«Меня интересует не разрушение этого современного Центра, а
возможность скорректировать то наполнение, которое там существует,
чтобы не призывал историк Никита Соколов именем Бориса Николаевича
реабилитировать генерала Власова и власовцев», — говорится в письме
Михалкова.

Евгений
Киселев: «Это у них, у Михалковых, семейное»

По словам Соколова, заявление кинорежиссера не соответствует
действительности и является клеветой. Он показал видеозапись,
сделанную в пресс-центре ТАСС и зафиксировавшую дискуссию о проблемах,
связанных с реабилитацией политических заключенных сталинской эпохи.

Соколов подчеркнул, что на той пресс-конференции говорил о том, что «среди
репрессированных «власовцев» или «бандеровцев» могут оказаться люди,
не причастные ни к каким преступлениям, что может выясниться только
при отдельном исследовании судеб». «Среди нереабилитированных могут
оказаться люди, которых никак нельзя назвать врагами народа: заложники
и «расказаченные» времен Гражданской войны, крестьяне
«спецпереселенцы» эпохи коллективизации, жертвы национальных «чисток»
и «депортаций» 1939-1944 годов», — объяснил историк.

Первоначально сохранялась возможность того, что иск будет подан от
«Ельцин Центра», но к концу дня было решено, что иск будет подан в
частном порядке.

В пресс-службе Никиты Михалкова отказались комментировать сообщение,
попросив направить письменный запрос.

Никита Соколов — кандидат исторических наук, председатель совета
Вольного исторического общества, заместитель по науке генерального
директора Музейного объединения «Музеи Москвы», специалист в области
истории России XIX века, русскому либерализму, русским общественным
организациям, исторической антропологии, формирования исторического
сознания.

В 1988-1996 годах был старшим преподавателем кафедры отечественной
истории древнего мира и средних веков Московского государственного
историко-архивного института, впоследствии — Института архивных
исследований РГГУ. С 1996 по 2002 год работал редактором в журнале
«Итоги», в 2002-2003 годах — в «Еженедельном журнале».

В 2003 по 2014 год работал шеф-редактором журнала «Отечественные
записки», был редактором отдела «Общество» журнала The New Times и
редактором журнала «Вокруг света». Соавтор книги «Выбирая свою
историю. «Развилки» на пути России: от рюриковичей до олигархов».
Опубликовал на русском языке воспоминания российского государственного
деятеля генерала Василия Гурко и «Учебник русской истории» Сергея
Платонова.

«Ельцин Центр» открылся в Екатеринбурге 25 ноября 2015 года. Он был
создан на основании закона «О центрах исторического наследия
президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих
полномочий», который был принят в 2008 году. На финансирование центра
из федерального бюджета было выделено около 5 млрд рублей. В
учреждении площадью 22 тыс. кв. метров расположены образовательный и
детский центры, галерея, конференц-зал, музей, архив, медиатека. Ядром
«Ельцин Центра» является музей первого президента России, где собраны
десятки тысяч документов, фотографий и видеоинтервью.

Конфликт с Михалковым начался после выступления
последнего 9 декабря в Совете Федерации с резкой критикой «Ельцин
Центра», который, по мнению режиссера, ежедневно разрушает
национальное самосознание сотен детей, поскольку предоставляет
необъективную оценку истории России.

Вдова первого президента России Наина Ельцина в своем ответе Михалкову
назвала
его высказывания лживыми и вспомнила, что «Михалков был доверенным
лицом Бориса Николаевича на выборах 1996 года и тогда совсем иначе
оценивал реформы 90-х и вклад «команды Ельцина» в строительство новой
России».

Пользователи интернета проиллюстрировали оценки Михалкова
видеороликом, где режиссер, участвующий в предвыборной кампании 1996
года, хвалит Ельцина в глаза и при этом оглядывается на него,
сверяясь, как тот реагирует на похвалы.

После этого Михалков ответил на письмо, заверив
вдову, что его критические замечания касались не оценки личности
Ельцина, а программ «сомнительного исторического содержания с
сомнительными историческими выводами».

Михалкова поддержал Мединский: Бориса и Наину Ельциных «подставили»

В поддержу Михалкова выступил министр культуры Владимир Мединский в
статье, опубликованной 12 декабря на сайте «История
России»
.

В статье говорится, что Ельцин «заблуждался вместе с нами — или даже
вслед за нами», что он «советский человек» с Урала и «производная
истории России» и «того кризиса, который переживала наша страна», а
«Ельцин Центр», по оценке Мединского, вписывает его в ложный
исторический контекст, основанный на догмах «о какой-то «европейской
цивилизации».

«Получается, что тысячу лет многие поколения наших предков шли «не в
ногу» и только один Ельцин «в ногу». Чего здесь больше — комизма или
глупости? А с другой стороны, выходит, что первый президент России
взялся ниоткуда, за его спиной нет истории России — ни великих
триумфов, ни реальных трагедий?» — пишет министр культуры.

По словам Мединского в «Ельцин Центре» «переплюнули всех прочих
сектантов: там вырезали у России вообще всю историю. Потому что она не
соответствует чьим-то догмам о какой-то «европейской цивилизации».
Один пример из клипа: мол, в 1964-м страна «вступила в трясину
застоя», а в 1985-м «получила шанс на возврашение в цивилизованный
мир». Что за чушь? Леонов, «Союз — Аполлон», разрядка,
Саяно-Шушенская ГЭС, БАМ, Товстоногов, Большой, «советская зона
влияния» на половину земного шара, абсолютное мировое лидерство в
спорте, расцвет литературы и киноискусства — это все «трясина
застоя»?» — возмущается Мединский.

Наину Ельцину министр культуры считает «уважаемой в народе» и
утверждает, что ее тоже, как и Ельцина, подставили. «Обратите
внимание, — просит Мединский, — весь гвалт происходит оттого, что
кое-кто решительно отказывается принимать Россию не такой, какой
видится им в эротических или идеологических фантазиях, а такой, какая
она есть. Мол, пока не сделаете мне снова так, как было при Ельцине
(при Сталине, в 1913-м), — я такую неправильную Россию не принимаю. И
вот в пылу такой «борьбы» не считается зазорным даже подставить
(именно подставить!) глубокоуважаемую всеми, причем не в элитах — а в
народе уважаемую! — Наину Иосифовну Ельцину: шепнуть ей, что, мол,
«Михалков вашего мужа запретить хочет». Хорошо, что Михалков тактично
пресек провокацию в зародыше».

Мединского возмутил психиатрический диагноз «святой» Зои Космодемьянской

В постскриптуме к статье содержится выпад против карикатуриста и
психиатра Андрея Бильжо. Подвиг героя Советского Союза Зои
Космодемьянской, которую сам Мединский назвал
«святой», Бильжо расценил с позиций психиатрии как синдром
«кататонического ступора с мутизмом».

«Когда Зою вывели на подиум и
собирались повесить, она молчала, хранила партизанскую тайну. В
психиатрии это называется «мутизмом»: она просто не могла говорить,
так как впала в «кататонический ступор с мутизмом», когда человек с
трудом двигается, выглядит застывшим и молчит… Это была клиника, а не
подвиг давно болевшей шизофренией Зои Космодемьянской», — процитировал
Мединский оценку Бильжо.

«Как же мне назвать гр. Бильжо? Дорогие читатели, подскажите,
пожалуйста, сдержанный, высококультурный и изящный синоним к тому
слову, которое я имею в виду. Заранее благодарен», — попросил министр
культуры.

Мединский попытался представить этот пассаж как чисто публицистический
прием, не процитировав первую часть статьи, опубликованной на сайте The Insider, из
которой следует, что Бильжо основывается в своей оценке на реальной
психиатрической истории болезни Космодемьянской, которая хранилась в
архиве психиатрической больницы им. П.П. Кащенко.

«В этой клинике не раз лежала до войны Зоя Космодемьянская, она
страдала шизофренией. Об этом знали все психиатры, которые работали в
больнице, но потом ее историю болезни изъяли, потому что началась
перестройка, стала просачиваться информация, и родственники
Космодемьянской стали возмущаться, что это оскорбляет ее память», —
утверждает Бильжо.

Впрочем, в отношении к советским мифам Мединский пренебрегает
фактической стороной вопроса. Несмотря на публикацию архивистами
документа, свидетельствующего
о том, что история подвига 28 панфиловцев была вымыслом журналистов
газеты «Красная звезда», Мединский критиковал скептиков, усомнившихся
в ней скептиков, назвая
их «кончеными мразями».

26 ноября выступая на памятных мероприятия, посвященных 75-летию казни
партизанки Зои Космодемьянской, министр заявил, что к биографиям
героев Великой Отечественной войны, в частности, Зои Космодемьянской и
28 панфиловцев, следует относиться как к житиям святых, и проклял
мифоборцев, пожелав им гореть в аду.

Источник: http://www.newsru.com/russia