История проекта «Платформа»: от указа Путина до задержания режиссера Серебренникова

 

 
 

По версии следствия, эти средства были выделены Минкультом на проект «Платформа», который возник в 2011 году на базе арт-центра «Винзавод»

Moscow-Live.ru

 

 
 

В 2012 году Серебренников возглавил «Гоголь-центр». «Седьмая студия» стала одним из его резидентов

Global Look Press

Руководитель театра «Гоголь-центр» Кирилл Серебренников стал фигурантом громкого уголовного дела о мошенничестве. Российскому деятелю культуры, признанному даже на Западе, грозит до 10 лет тюремного заключения в связи с обвинениями в организации хищения 68 миллионов рублей. По версии следствия, эти средства были выделены Минкультом на проект «Платформа», который возник в 2011 году на базе арт-центра «Винзавод» и объединил четыре направления современного искусства — театр, танец, музыку и медиа.

Для реализации проекта была создана автономная некоммерческая организация (АНО) «Седьмая студия», объединившая выпускников Школы-студии МХАТ с курса Серебренникова. Сам режиссер выступил в качестве ее художественного руководителя. Эта театральная труппа и была задействована в постановках «Платформы».  В 2012 году Серебренников возглавил «Гоголь-центр». «Седьмая студия» стала одним из его резидентов.

Финансирование деятельности «Седьмой студии» по реализации проекта «Платформа» проводилось и из федерального бюджета. Соответствующее распоряжение дал лично в 2011 году Владимир Путин.

Предполагалось, что расходы составят 70 миллионов рублей ежегодно. На эти средства в период с 2012-го по 2014 год планировалось ставить «до 10 экспериментальных спектаклей в год» с использованием новейших технологий и привлечением «известных российских и зарубежных драматургов, режиссеров, сценографов», а также создавать музыкальные произведения, устраивать концерты, проводить просветительские проекты.

В рамках проекта были поставлены спектакли «Отморозки» Серебренникова по роману Захара Прилепина «Санькя» («Золотая маска» — 2012), «Сон в летнюю ночь» Серебренникова, «Охота на Снарка», две оперы Александра Маноцкова (поставлены «Платформой» и написаны по заказу проекта, Маноцков — один из самых интересных молодых композиторов России), «Метаморфозы» французского хореографа Давида Бобе и Серебренникова, три проекта танцевальной компании из Костромы Dialog Dance (у молодой труппы уже три «Золотые маски»), «История солдата» (еще одна «Золотая маска»), организован фестиваль «Будущая музыка», пишет «Новая газета».

Естественно, на всех концертах оплачивалось и право исполнять музыку: гонорары отчислялись как наследникам Джона Кейджа, так и вполне живым молодым композиторам. И это лишь часть проектов, отмечает издание.

В спектаклях «Седьмой студии» принимали участие не только студенты, но и приглашенные артисты московских театров.

В 2011 году тогдашний министр культуры Александр Авдеев отмечал, что инициативы, подобные «Платформе», федеральные и региональные власти должны поддерживать в обязательном порядке. «Государство должно выполнять свой долг перед молодыми профессионалами, чтобы они могли чувствовать себя уверенно на годы вперед и не думать о том, у кого взять последнюю копейку на свои проекты», — говорил он.

«Хочу подчеркнуть, что подобные вещи должны быть не только перед выборами, когда все политические партии готовы сотрудничать с интеллигенцией. Это будет надежно и стабильно тогда, когда это на постоянной основе будут поддерживать власти», — отмечал министр (цитата по РИА «Новости»).

Тем не менее 23 мая 2017 года в московской квартире Кирилла Серебренникова и в театре «Гоголь-центр» прошли обыски. Сообщалось, что они проводятся «в рамках возбужденного уголовного дела по факту хищения бюджетных средств». По версии следствия, речь шла о сумме в размере около 200 миллионов рублей, выделенных государством. При этом, по данным издания Meduza, в ордере на обыск значилась другая сумма — 66,5 миллиона рублей. 

РБК отмечало, что в действительности дело расследовалось еще с 2015 года. Издание Meduza связывало возбуждение дела против «Седьмой студии» с прокурорскими проверками, инициированными в 2015 году фондом «Искусство без границ», боровшимся с использованием в театральных постановках «сцен нецензурной брани, пропаганды аморального поведения, порнографии».

Собеседники РБК утверждали, что еще за три месяца до обысков, в феврале 2017 года, некоторых сотрудников «Седьмой студии» вызывали на допросы в столичный СКР, однако тогда ситуацию решено было не предавать огласке.

24 мая по делу «Седьмой студии» задержали ее генерального директора Юрия Итина и главного бухгалтера Нину Масляеву. 27 мая суд отправил Масляеву в СИЗО. Ей и Итину предъявили обвинение в хищении по одному эпизоду на 1,3 миллиона рублей (почему эта сумма отличается от первых пресс-релизов СК и постановления об обыске, не объяснялось; позднее оценка ущерба вновь увеличилась).

21 июня был арестован бывший директор «Гоголь-центра» Алексей Малобродский.  На заседании суда следователь заявил, что спектакль «Сон в летнюю ночь», на который государство выделило деньги, не был поставлен. Сумма ущерба по эпизоду о спектакле составила 2,3 миллиона рублей (вместе с первым эпизодом — 3,6 миллиона).

9 августа в Мосгорсуде зачитали показания Масляевой, в которых она заявила, что Серебренников, Малобродский и Итин с ее помощью «производили обналичивание денежных средств», выделенных на театральные постановки. Тогда же стало известно, что сумма ущерба по уголовному делу выросла с 3,6 до 68 миллионов рублей. Серебренников оставался в деле в качестве свидетеля, отмечает Meduza.

22 августа режиссер был задержан по подозрению в хищении не менее 68 миллионов рублей, выделенных на реализацию проекта «Платформа» в 2011-2014 годах. Сам Серебренников вину отрицает. Как рассказал «Коммерсант», на допросе режиссер заявил, что не имел отношения к хозяйственной деятельности компании. Он назвал ситуацию «абсурдной и шизофренической», заявив, что проект «Платформа» был реализован.

Наблюдатели отмечают, что еще после майских обысков в «Гоголь-центре» и у режиссера действия силовиков раскритиковал Владимир Путин. Тогда на церемонии в Кремле актер и режиссер Евгений Миронов передал письмо и спросил президента, зачем проводить обыски у Серебренникова. Путин ответил: «Да дураки». Тем не менее расследование продолжилось и спустя три месяца Серебренников оказался за решеткой следственного изолятора.

После задержания режиссера на сайте Change.org появилась петиция, адресованная в Следственный комитет и администрацию главы государства. Авторы обращения призывают прекратить уголовное преследование известного режиссера, которое, по их мнению, имеет политические мотивы. Режиссер принимал участие в ряде протестных акций и высказывался против ужесточения законодательства о митингах, запрета гражданам США усыновлять российских детей-сирот, ограничения прав ЛГБТ. 

«Деятели искусства должны иметь право свободно высказывать свое мнение. Оно гарантировано им Конституцией нашей страны. Органы правопорядка и следствия не должны превращаться в дубинку для устрашения несогласных с политикой властей», — сказано в петиции.

Источник: http://www.newsru.com/russia