Сейчас на свете существует несколько типов интерактивных помощников, обладающих искусственным интеллектом в той или иной степени, назначением которых является оказание помощи своим пользователям в деле поисков информации и получении ответов на задаваемые вопросы. Самыми известными из этих помощников являются Microsoft Cortana, Siri и Google Assistant. И недавно этот список пополнился последней разработкой исследователей из университета Карнеги-Мелоун. Созданная ими система S.A.R.A. не только использует функции искусственного интеллекта, в ее программу заложены навыки социального общения с людьми, что делает процесс взаимодействия с ней более простым, приятным и естественным.
Используя камеру и микрофон, система Socially Aware Robot Assistant (S.A.R.A.) может не только «выслушать» и распознать ваши вопросы, она может определить то, как вы относитесь к самому процессу общения. Ответ на вопрос, сопровождаемый улыбкой, заставит вас испытать совсем другие чувства, нежели тот же самый ответ, данный неким безликим и безэмоциональным существом, олицетворяющим другие системы интерактивных помощников. «Наша система смотрит на вас, ваше поведение и в соответствии с этим она корректирует свое поведение» — рассказывает профессор Юстин Кассел (Justine Cassell), руководящий данным проектом, — «И буквально через несколько коррекций система выбирает наиболее оптимальную линию поведения. Такого еще не делал никто прежде».
В состав системы S.A.R.A. входит три совершенно новых элемента, классификатор стратегии диалога (conversational strategy classifiers), система оценки взаимосвязей (rapport estimator) и социальный мотивировщик (social reasoner). Классификатор стратегии диалога состоит из пяти различных устройств, которые могут классифицировать одну из пяти основных стратегий ведения диалога с более чем 80-процентной точностью.
Система оценки взаимосвязей позволяет виртуальному помощнику S.A.R.A. определить то, что вы ощущаете в процессе общения. «Эта система использует алгоритмы искусственного интеллекта, который работает на базе так называемого набора правил временных ассоциаций. Этот алгоритм работает в режиме реального времени, вычисляя состояние пользователя в каждый из моментов процесса общения».
Социальный мотивировщик «решает, что система должна сказать и сделать, основываясь на уровне взаимосвязи системы и пользователя, на стратегиях ведения диалога и на особенностях невербального поведения оппонента». Это именно то, что позволяет системе S.A.R.A. использовать улыбку и другие подобные вещи, как говорится «к месту и ко времени».
Люди, которым доводилось общаться с системой S.A.R.A., отмечают, что процесс общения, за счет всех социальных «штучек» кажется более дружелюбным и естественным, несмотря на то, что качество возвращаемой ею информации не превышает качество информации, предоставляемой другими подобными системами. Однако, в работе системы S.A.R.A. были замечены некоторые аномалии, в некоторых случаях она упорно возвращалась к не очень приятной теме, от обсуждения которой пытался уйти собеседник-человек.
Разработчики системы S.A.R.A. еще не поделились с общественностью своими дальнейшими планами касательно своего детища. Похоже на то, что они не планируют пока делать систему S.A.R.A. отдельным продуктом, предназначенным для широкого использования. В настоящее время эта система имеется лишь в виде демонстрационного варианта, а в недалеком будущем исследователи университета Карнеги-Мелоун планируют использовать ее в учебном процессе.
Источник: