Представители российского Фонда перспективных исследований объявили о том, что сотрудники специализированной лаборатории «Детонационные РЖД», входящей в состав АО НПО «Энергомаш», произвели первые в истории успешные испытания детонационного жидкостного реактивного двигателя. Такие двигатели, имеющие высокие термодинамические показатели и высокую эффективность, могут стать заменой традиционным ракетным и реактивным двигателям, обеспечивая ракеты-носители и космические корабли новыми способностями и возможностью поднимать на орбиту большее количество полезного груза, снижая количество требующихся на это затрат.
Следует отметить, что современные технологии жидкостных реактивных двигателей, используемые в космической технике на сегодняшний день, практически исчерпали весь свой потенциал. За годы использования таких двигателей их эффективность была доведена до значения, близкого к теоретическому пределу, а дальнейшее увеличение эффективности потребует таких затрат, которые по количеству совершенно не соответствуют возможному выигрышу. Именно поэтому ученые и инженеры различных стран проводят исследования, связанные с разработкой новых типов двигателей, которые, в случае успеха, смогут обеспечить все увеличивающиеся потребности космической отрасли.
Новый полногабаритный прототип детонационного жидкостного реактивного двигателя использует экологически чистое топливо, кислород и керосин. В отличие от обычных двигателей, в которых топливо сгорает непрерывным потоком, в детонационном двигателе воспламенение топлива и окислителя носит взрывной характер. В результате этого возникают поперечные детонационные волны, вращающиеся с частотой порядка 20 кГц, за счет которых и увеличивается эффективность работы двигателя.
Испытания «первого в мире полноразмерного детонационного жидкостного реактивного двигателя» производились на протяжении июля и августа этого года. И лишь недавно представители Фонда перспективных исследований опубликовали результаты этих испытаний на официальном веб-сайте. Согласно имеющейся информации, в испытаниях было задействовано три прототипа двигателя, которые разнились вариантами компоновки узлов и компонентов. Эти прототипы сохранили работоспособность на протяжении нескольких пусков каждый в условиях сильнейших механических нагрузок и воздействия сверхвысоких температур. Все это стало возможным благодаря использованию высокотемпературного теплозащитного покрытия с уникальным составом, разработанного и созданного специально для этих целей учеными Центра им. М.В.Келдыша.
И в заключение следует отметить, что специалисты множества ведущих стран мира занимались разработками собственных вариантов детонационных реактивных двигателей. Но до последнего времени ни одна из этих попыток не приносила никаких положительных результатов.
Источник: