«Block Machine» — робот, который помогает волейболистам отрабатывать атакующие приемы

Для улучшения качества тренировок японской сборной по волейболу, которая будет защищать честь Страны восходящего солнца на грядущих Олимпийских играх, по заказу японской Ассоциации волейбола был создан и внедрен специализированный робот под названием «Block Machine». Этот робот представляет собой систему направляющих рельсов, шириной с волейбольную площадку, по которым движутся три пары роботизированных рук, имитирующих руки блокирующих игроков. Система управления роботом «Block Machine» позволяет тренеру волейбольной команды изменять множество параметров проводимой тренировки. В нее так же заложена база данных, в которой содержатся данные о стиле игры и о тактике, используемой сильнейшими командами из разных стран.

Робот «Block Machine» является имитацией действий блокирующих игроков, которые защищают свою половину поля от атакующих пробивающих ударов противника. Мяч, посланный буквально над сеткой с большой скоростью таким ударом, очень тяжело правильно принять и единственным эффективным способом противодействия является блокировка удара. Блокировка осуществляется при помощи рук игроков, выпрыгивающих над сеткой напротив игрока, наносящего удар. И очень часто удар, отразившись от рук блокирующих игроков, направляется против атакующей команды.

Робот «Block Machine», разработанный специалистами японской Ассоциации волейбола совместно с исследователями из университета Цукубы (University of Tsukuba), по многим параметрам превосходит возможности игроков-людей, что позволяет тренеру команды моделировать практически любую игровую ситуацию, даже из серии «невозможных ситуаций». Скорость передвижения автоматических «блокирующих игроков» составляет 3.7 метра в секунду, что существенно выше способностей к перемещениям игроков-людей.

В ходе первых экспериментальных тренировок робот «Block Machine» использовался тренерами японской женской сборной в течении восьми дней подряд. Большинство игроков отметило, что они практически не заметили разницы между игрой «против машины» и игрой против сильной команды соперников.

Однако, первые тренировки с участием робота «Block Machine» выявили некоторые неточности его конструкции и неточности работы управляющего им программного обеспечения. Автоматизированные блокирующие игроки иногда сталкивались друг с другом, а система управления «впадала в ступор», если игра резко перемещалась с одного края площадки на другой, что в волейболе является достаточно обыденной ситуацией. Для устранения этих недоработок разработчики робота собираются дооснастить его датчиками движения и внести соответствующие изменения в программное обеспечение.

Источник: dailytechinfo.org