VVVVVV: обзор

Немало воды утекло со времен уже далеких 80-х. Многое произошло в те годы того, что все берегут в своем сердце или стараются изгнать из памяти. Трагичная смерть Высоцкого, не менее кошмарная гибель Леннона, скандальная летняя Олимпиада в Москве, конец брежневской эпохи «застоя», начало гонки вооружений. И наконец… дорогое для многих российских геймеров событие — появление «Dendy» на полупустых тогда прилавках наших магазинов и начало распространения первых страшненьких персональных компьютеров.

Уже не одно поколение игроков выросло с тех далеких пор. И если наши младшие братья еще помнят 8-битную (а скорее 16-битную) приставку, то дети ее и в музеях не видели. А уж о таких монстрах, как ZX Spectrum или Commodore 64, они и вовсе не слышали. Вряд ли, конечно, разработчики VVVVVV ориентировались на молодежь, но ей, как и умудренным опытом старшим пользователям, будет интересен этот проект.

Стандартное испытание в стиле VVVVVV: с одной платформы переместиться на другую, а потом еще совладать с движущейся дорожкой.

Однажды 30 лет назад…

В Terry Cavanagh действительно постарались и создали настоящий шедевр. VVVVVV — не просто аркадка с 8-битной графикой и полифонической музыкой, это возрождение целой эпохи. Для многих этот проект станет открытием нового жанра, а кто-то окунется в озеро воспоминаний и будет плавать в нем, наслаждаясь настоящим. Удовольствие, которое получаешь, проходя уровень за уровнем VVVVVV, сложно описать.

Игра создана по всем канонам жанра, то бишь аркад (платформеров) прошлого. Забавные и несуразные герои-человечки, абстрактные уровни и очень-очень сложные задания на скорость и реакцию. Даже сюжет есть, очень логично объясняющий, чем мы здесь занимаемся.

Главный герой — капитан звездного корабля, на котором он со своей командой бороздит просторы космоса. До недавнего времени удачно и без проблем. Но неожиданно из-за поломки или неисправности потребовалась срочная эвакуация с судна. В результате неудачной телепортации всю команду раскидало по огромной космической станции, полной всяких страшных препятствий и испытаний. И вам предстоит, как самому главному и отважному, найти всех товарищей и вернуть их обратно.

Белая ниточка — это батут. С его помощью мы будем преодолевать много препятствий.

Аркадные трудности

Настоящего космического волка никакие преграды не остановят и не испугают. Так мы думали, отправляясь на поиски команды. И вначале действительно все ловушки казались скорее аттракционом, нежели препятствием. Чаще всего надо было преодолеть ряд шипов торчащих под ногами, в стене и потолке.

Погодите, вы, наверное, подумали: а что шипы делают на потолке и чем нам мешают? Да и те, что на полу, ведь можно легко перепрыгнуть! А вот и нет, герой наш… не умеет прыгать. Удивительно, правда? И еще более странно то, что он может инвертировать гравитацию. То есть менять местами пол и потолок (но он не «переворачивает» уровень, как это было в Braid, а сам начинает бегать вниз головой). На этом умении и завязан весь игровой процесс. Обладает им только главный герой, остальные человечки не одарены такой чудо-способностью, и когда мы будем их спасать, они нам еще сильно мешаться будут из-за своей «неодаренности».

Брехня атакует нас. Надо быстро смыться от нее!

Теперь, думаю, понять несложно, что делают шипы на потолке. И обычно эти колючки просто расположены сверху и снизу диагонально друг напротив друга. Перелетаем на потолок, чтоб обойти нижние и опускаемся обратно, спасаясь от верхних. Это самое простое и чаще других встречающееся препятствие. Но как много его вариаций мы увидим! Например, будем кататься на движущихся платформах или бегать по исчезающим мостам над заточенными зубцами. Есть уровни с веревочками-батутами, они пружинятся и подбрасывают нас. В прыжке надо скоординироваться, точно рассчитать траекторию и перелететь шипы. На деле выходит очень весело и невероятно сложно. Разработчики не стали жалеть игроков и с каждой минутой подбрасывают все более изощренные и трудоемкие задания.

Полчаса в VVVVVV каждый день — лучшее средство для укрепления силы воли и закалки характера. Но будьте осторожны: вывихи пальцев и истерические припадки — главные побочные эффекты такой терапии. Также VVVVVV хорошо способствует развитию реакции и творческого мышления. Ученые уже доказали, что именно такие проекты помогают детям натренировать мозг.

Одно из самых сложных испытаний — провести друга и не дать ему умереть.

И тут начинаешь ценить, что в каждой комнатке есть локальный терминал для сохранения. Прикоснулся к нему — он тебя запомнил. Только благодаря такой системе есть шанс не свихнуться, пока ищешь шесть разноцветных человечков.

Кстати, а как же их искать? Не бегать же по довольно большому миру, выкрикивая имена Vindian, Verligris, Violet, Vitellery, Vermilion, Viktoria (вот и разгадка столь странного названия)? Нет, криками тут не поможешь. На карте места, где, возможно, находятся пропавшие товарищи, отмечены знаком вопроса. И мы должны сами исследовать все пути-дороги, без помощи всяких сподручных средств. Глобусов или компасов там всяких. А на это может уйти довольно много времени, ведь куда ни пойдешь — на испытание обязательно нарвешься.

А вот и вся наша команда.

Один вечер в стиле old-school

Единственное, что помогает не пасть духом и бодрит всю дорогу — музыкальное сопровождение. Сначала от непривычки ухо сильно резала писклявая мелодия. Но чем дольше бегаешь по локациям, тем больше проникаешься атмосферой VVVVVV. Эти милые человечки, кирпичные стены, разноцветные комнаты… Все ощущения передать сложно. Оторваться от монитора так вообще невозможно. Игра проходится за один вечер и на одном дыхании.

Но как только радость и гордость от победы немного притупятся, огорчение и грусть поспешат напомнить, что приключения смелого капитана закончились и новых совместных испытаний у нас уже не будет. Как это печально. Но постараемся себя приободрить. Вновь войдем в главное меню и попробуем себя в других режимах. Откроете вы их в том случае, если соберете все двадцать «блестящих безделушек» (Shiny trinkets). Их можно отыскать в самых укромных уголках мира. И порой добраться до этих «кругляшек» было сложнее, чем до телепорта или члена экипажа. Но только так можно разблокировать новые испытания (да и новые музыкальные дорожки тоже) и продлить свое пребывание в этом милом восьмибитном мире.

Что же за уровни нас ждут в дополнительных режимах? Как водится, это разные соревнования на время, всякие игры на реакцию. Они немного сложнее, чем то, что мы видели в кампании, но и гораздо короче. Прошли одну, потом другую, испытали себя в третьей. Хотя всегда можно постараться улучшить время или результат.

Наверху та самая «безделушка», которая позволит открыть дополнительные миссии.

***

VVVVVV — пример действительно очень удачной идеи и ее качественной реализации. Сейчас регулярно делают малобюджетные проекты, которые выглядят устарело и некрасиво. О VVVVVV такого не скажешь. Она не некрасивая, она в стиле ретро. Причем все здесь напоминает о восьмидесятых: от сюжета до игрового процесса. Вот только последний разработчики смогли сильно разнообразить и сделать его пригодным для 2010 года.

Плюсы: старый подход к созданию аркад, но при этом современная увлекательность; стиль; испытания.
Минусы: очень высокая сложность.

о системе оценок игрНапиши свой обзор

Источник: stopgame.ru