Обзор игры The Evil Within: где-то мы уже всё это видели

Второй важнейший ужастик этой осени, вне всяких сомнений, — это японская игра The Evil Within от студии Tango Gameworks. Многие поклонники жанра horror ждали её ничуть не меньше, чем вышедшую не так давно игру Alien: Isolation, обзор на которую вы также можете прочесть на нашем сайте.

Немного истории

За созданием игры The Evil Within стоит легендарный японский гейм-дизайнер Синдзи Миками. Он начал свою карьеру в стенах издательства Capcom в далёком 1990 году и с тех пор неоднократно радовал геймеров по всему миру своими необычными проектами.

Именно он является создателем японской игровой серии Biohazard, которая на западе известна под заголовком Resident Evil. Благодаря играм этой франшизы жанр survival horror обрёл невероятную популярность в индустрии и вдохновил многих других разработчиков на создание не менее впечатляющих проектов. На сегодняшний день было продано более 50 миллионов игр серии Resident Evil, так что вы можете себе представить, насколько она популярна. Что уж говорить о пускай и не особенно удачных, но зато весьма кассовых киноадаптациях игр от режиссёра Пола Андерсона с его женой Миллой Йовович в главной роли?

Также Синдзи Миками приложил свою руку и к другим известным играм и игровым сериям вроде Dino Crisis, Viewtiful Joe, God Hand, Vanquish и Devil May Cry. Но именно работа над проектом Resident Evil принесла дизайнеру всемирную известность. После своего ухода из Capcom Миками работал ещё в паре независимых студий, после чего в 2010 году основал свою собственную – Tango Gameworks.

Независимость продлилась недолго, и уже спустя полгода издательство Bethesda Softworks приобрело студию Миками, в которой на тот момент трудилось около 100 человек. Спустя два года, в апреле 2012, было объявлено, что студия Tango Gameworks активно работает над своим первым проектом под кодовым названием Zwei («два» — нем.). Именно эта игра в итоге и станет The Evil Within.

Обратите внимание на то, что рекламщики игрового издательства Bethesda придумали для игры очень удачное название, перекликающееся с Resident Evil, чтобы привлечь к проекту как можно больше фанатов популярной серии, над которой Миками работал раньше. В Японии игра называется иначе – Psycho Break. Это очень важное замечание, но подробнее мы об этом поговорим чуть позже.

Сюжет и обещанные «ужасы»

Главным героем игры является детектив Себастьян Кастелланос, который вместе со своими коллегами Джозефом и Джулией прибывает на место не совсем обычного преступления. Массовое убийство произошло на территории клиники для душевнобольных и именно команде Себастиана предстоит разобраться в произошедшем. Разумеется, всё оказывается не так просто.

Детективу и его напарникам предстоит столкнуться с необъяснимыми явлениями и невидимыми силами, которые сложно себе даже представить. Вам предстоит путешествовать сквозь кошмарные сны, больные фантазии, постоянно путешествуя сквозь разные миры, при этом не осознавая до конца, что именно реально, а что нет. Дабы ненароком не заспойлерить вам весь сюжет, скажу лишь, что история достаточно лихо закручена и ровными порциями распределена между всеми пятнадцатью главами игры, пройти которые вам вряд ли удастся быстрее чем за 10-12 часов (у меня прохождение игры заняло чуть больше 13 часов). Лишь в середине игры кусочки сюжетного пазла начинают складываться в головах игроков, но увидеть общую картину вы сможете лишь пройдя всю историю до конца.

Вообще, игра эта очень кровавая и жестокая. Синдзи Миками обещал геймерам изменить весь жанр игровых хорроров с выходом The Evil Within. Его не устраивал тот факт, что современные игры перестали пугать игроков. Но сдержать обещание ему так и не удалось. И не очень понятно, что помешало маэстро довести начатое до конца. Ведь в игре видны все зачатки довольно успешного проекта, только вот они какие-то сырые и незаконченные. То и дело чувствуешь, что что-то помешало разработчикам воплотить в игре все свои замыслы: то ли нехватка бюджета, то ли поджимающие сроки выхода игры.

Вместо напряжённой атмосферы саспенса и леденящего душу ожидания, игроки сталкиваются с отвратительными и мерзкими моментами, включающими в себя постоянные погружения главного героя в резервуары с кровью, намотанные на циркулярные пилы кишки, разбросанные там и тут конечности и прочую расчленёнку. Игра пытается пугать вас, но делает это настолько предсказуемо, что буквально через пару часов вы будете реагировать на самых страшных монстров разве что ехидной усмешкой, после чего легко избавляться от них с помощью подручных средств. Именно в этом кроется главная ошибка разработчиков – они пытались сделать ужастик из шутера от третьего лица, но у них ничего не получилось.

При этом как шутер – данная игра весьма неплоха. Есть все предпосылки для тактического продумывания своих действий, а уж эпические битвы с ужасными боссами – и вовсе выше всяких похвал. Тем не менее главный диссонанс, как я уже сказал выше, заключается в том, что игра эта как шутер вовсе не позиционировалась. И от этого многие купившие её люди могут остаться сильно разочарованными.

Нужно отметить, что когда проходишь игру – то и дело ловишь себя на мысли: а ведь где-то я уже всё это видел! И постепенно к тебе приходит осознание того, что ты играешь в чуть доведённую до ума игру Resident Evil 4, которая вышла в 2005 году для консоли Nintendo GameCube, а затем и для PlayStation 2. В то время игра действительно была гениальной, ощущалась очень свежо, а уж игралась и вовсе на ура. Только вот спустя почти десять лет эта устаревшая механика воспринимается как нечто раздражающее и отталкивающее.

Порой, кстати, возникало и другое дежавю. Мне то и дело казалось, что Миками всеми силами пытался скрестить две популярные серии — Resident Evil и Silent Hill — в единое целое. Психологические моменты во многом были позаимствованы из игр про пустынный город Сайлент Хилл, оттуда же были взяты и другие визуальные элементы, в том числе и некоторые монстры. Влияние игр компании Konami очень сильно ощущалось в The Evil Within практически постоянно.

Как я уже говорил, наличие слова «EVIL» в обоих названиях – совсем неспроста. Хитрый Миками решил продолжить своё любимое детище Resident Evil под новым заголовком, да только вот забыл, что игрокам не помешали бы более весомые нововведения.

Складывается ощущение, что Синдзи Миками, после своего ухода из Capcom прихватил с собой исходный код своих проектов и на их основе решил создать новые, выдав их за полностью уникальный продукт. Но нас-то не проведёшь. В игре столько отсылок к Resident Evil 4, что порой ты действительно хочешь взять в руки коробку от диска и проверить, какое название на ней напечатано. Нет же, вот на коробке чёрным по белому написано — The Evil Within.

Игровой процесс

Как и в Resident Evil 4, мы видим главного героя от третьего лица из-за его правого плеча. Он может стрелять из различного оружия, включающего пистолет, дробовик, снайперскую винтовку и арбалет с различными болтами (обычные, взрывающиеся, электрические и другие). А после прохождения игры, как и в случае с предыдущими играми Синдзи Миками, вы получите в своё распоряжение и другие виды оружия вроде автомата или гранатомёта. Также есть возможность драться голыми руками и ногами, но эффективность такого способа истребления монстров оставляет желать лучшего.

Управление в игре более-менее привычное, но если честно, было бы куда интереснее наблюдать за игровым миром от первого лица, как это было реализовано в недавнем Alien: Isolation. Игры от третьего лица не позволяют идеально прочувствовать главного героя, как бы отдаляя его от игрока. Вот если ты видишь мир его глазами – это совершенно другие ощущения, согласитесь?

Большую часть игрового времени вам придётся расстреливать уродливых существ, когда-то бывших людьми, и собирать амуницию, которая спрятана от вас в деревянных бочках, ящиках и ещё чёрт знает в чём (привет вам, игры 90-х!). Очень важно в этой игре постоянно смотреть под ноги, так как по неосторожности вы можете налететь на вражескую растяжку или наступить ногой в капкан. Каждую ловушку можно аккуратно обезвредить с помощью незамысловатой мини-игры, после чего вы сможете разобрать её на детали, из которых можно будет создавать различные болты для арбалета. Также в эти ловушки можно заманивать монстров, которые не отличаются особой внимательностью и сообразительностью.

После того как вы безжалостно расстреляли неприятеля – непременно сожгите его труп с помощью спичек или факела. Ведь монстры в этой игре имеют отвратительную привычку возвращаться с того света в самый неподходящий для вас момент. Спичек постоянно будет не хватать, так что старайтесь делать так, чтобы поверженные враги оказались как можно ближе друг к другу, чтобы была возможность устроить из их тел один гигантский костёр.

В некоторые моменты игры вам можно будет объединяться с напарниками, действиями которых будет управлять искусственный интеллект. Они будут, как и вы, стрелять по врагам, а также убивать их с помощью холодного оружия. Несомненное преимущество виртуальных напарников – это бесконечные боезапасы и жизненные силы, которые вы сможете восполнять в них без каких-либо ограничений, при этом не расходуя свои собственные аптечки.

В игре присутствуют традиционные для серии Resident Evil головоломки наподобие «найди вентиль и перекрой подачу воды» или «вставь в это отверстие каменную плитку подходящей формы — и дверь откроется». Головоломки эти выглядят в наше время достаточно нелепо, так как справиться с ними может даже пятилетний ребёнок. Их попросту неинтересно решать, ведь общий интеллектуальный уровень современных игроков, да и вообще современных людей шагнул далеко вперёд за последние годы, и им нужны действительно сложные задачи для ума.

Меня искренне возмутило отсутствие в игре какой-либо карты или системы навигации. Разумеется, можно играть и без всего этого, но когда перед тобой довольно просторная деревушка, домики которой похожи друг на друга как две капли воды – ты можешь попросту забыть, где уже был, а куда ещё не заглядывал. Поэтому считаю отсутствие такой удобной вещи, как крошечная схематическая карта (пускай даже без отображения на ней неприятелей) для ориентирования на местности – обязательным элементом любой современной игры.

Битвы с боссами, как я уже отмечал выше, это отдельная графа, за которую хочется похвалить разработчиков. Каждый босс – это серьёзное испытание для игрока, так как к нему нужен индивидуальный подход, своя хитрость и стратегия. Поединки с этими противниками – едва ли не самая приятная и впечатляющая часть всей игры The Evil Within.

За убийство врагов и боссов персонаж получает опыт, который выглядит как зелёная жидкость в различных пузырьках, бутылках или больших банках. В какие-то моменты игры герой оказывается в специальном помещении, где ему предлагают сохранить игровой прогресс, улучшить свои навыки за счёт собранного опыта, а также получить бонусные предметы из специальных шкафчиков, ключи от которых разбросаны по всем закоулкам игры.

Процесс улучшения навыков выглядит очень эффектно. Главный герой садится в кресло, напоминающее электрический стул. В специальном меню вы можете выбрать, какой навык хотите повысить. К примеру, увеличить объём переносимых вами боеприпасов, повысить убойную силу того или иного оружия или улучшить эффективность влияния медикаментов на здоровье главного героя.

Таких навыков достаточно много, и у каждого из них есть несколько уровней, каждый из которых отнимет у вас куда больше зелёной субстанции, чем предыдущий. После подтверждения выбора зелёная жидкость будет впрыскиваться прямо в мозг протагониста, отчего тот будет выгибаться в кресле дугой. Достаточно жуткое и эффектное зрелище, надо отметить.

Недостатки игры, картинка и звук

Игра была разработана на основе движка id Tech 5, который подвергся многочисленным модификациям программистов студии Tango Gameworks. Несмотря на то, что этот движок смотрелся неплохо в игре Rage (2011), сейчас он уже во многом уступает другим лидерам этого рынка, таким, например, как Unreal Engine 4 или CryEngine. Особенно сильно это заметно, когда игра начинает напрягать тебя своими многочисленными техническими огрехами.

Серьёзные проседания фреймрейта и проблемы с медленной прогрузкой текстур, когда сначала появляется мутный трёхмерный объект, а спустя секунду-две на нём начинают проступать детали – это не совсем то, чего ты ждёшь от современной игры.

Разумеется, негативный отпечаток наложила и кроссплатформенность проекта, ведь игра вышла сразу для четырёх консолей и персонального компьютера. А раз речь идёт о приставках старого поколения – разработчикам пришлось усреднять графическую составляющую, чтобы угодить одновременно всем. В итоге мы имеем мутноватые текстуры, низкое разрешение и ужасные чёрные полосы на экране сверху и снизу, закрывающие примерно половину общей картины от игрока. Разработчики посчитали, что такое соотношение сторон сделает картинку более кинематографичной, но многие игроки решили, что таким образом разработчики просто решили уменьшить разрешение по вертикали и сэкономить ресурсы железа.

Ещё одним недостатком можно считать игровую камеру, которая то и дело проваливается в стены, тело персонажа и другие объекты, делая невозможным увидеть то, что происходит в данный момент на экране. Порой этот факт меня натурально бесил, но приходилось мириться с положением вещей, так что я себя всячески успокаивал и продолжал играть.

Можно похвалить художников игры за креативность в плане создания игрового мира и монстров. Невидимые существа, которых вы будете видеть лишь по всплескам на поверхности воды, залившей комнату, монстры, напоминающие профессора Зойдберга из «Футурамы», смесь девушек и пауков, бесформенные нагромождения внутренних органов, выплёвывающие в вас длинный язык с шипами и многое, многое другое ждёт вас на этом непростом пути.

Немало повеселила меня смесь пирамидоголового монстра из Silent Hill и жуткого существа из фильма «13 привидений», на голову которого была надета металлическая клетка с шипами. Разработчики The Evil Within черпали вдохновение из совершенно разных источников. А вот поругать их стоит за невероятно тупой искусственный интеллект врагов. Некоторые монстры порой не замечают вас, когда вы находитесь прямо у них под носом, или просто пробегают мимо вас, упираются в стену и продолжают бесконечно бежать в неё. Со стороны это выглядит очень смешно.

Всё в этой игре нацелено на то, чтобы давить на психику игрока. Даже иконка сохранения выглядит как мозг, в который медленно вонзается инструмент орбитокласт, с помощью которого производится нейрохирургическая операция лоботомия. Вообще, тема экспериментов над мозгом является лейтмотивом игры, так что постарайтесь привыкнуть к этому с самого начала. Визуально игра также будет создавать различные помехи на экране, чтобы имитировать процесс помутнения рассудка главного героя. Со временем это действительно начинает действовать на нервы игроку, но я бы не сказал, что это можно отнести к преимуществам игры.

Что же касается звуков и музыки – здесь всё не так плохо. Я бы даже сказал, что хорошо. От себя хочу сразу отметить наличие большого количества классической музыки в саундтреке игры. То и дело вы будете слышать композиции вроде «Лунный свет» Клода Дебюсси, что привносит в игру совершенно новые ощущения и эмоции. Игра изобилует различными чавкающими и хлюпающими звуками, которые должны вызвать в вас ещё большее отвращение к происходящему на экране. В принципе, звуки со своей задачей справляются вполне. Вот только игра по-прежнему никого не пугает.

Итоги

Судить эту игру очень сложно. Вроде бы Синдзи Миками очень старался и вложил весь свой многолетний опыт в её разработку. Он воплотил в The Evil Within все те свои находки, которые сделали популярной серию Resident Evil. Но у него не получилось повторить былой успех. В итоге игра получилась неплохим шутером с морем технических проблем, но совсем уж отвратительным ужастиком, который может напугать разве что учеников начальных классов и беременных женщин.

Неизбалованный играми человек воспримет The Evil Within на ура, ведь здесь есть, чем себя развлечь. Куча оружия, большой мир для исследований, очень крутые боссы и эпичные поединки с ними, кровь, кишки и расчленёнка, которые также, наверняка, найдут своих поклонников. Но вот геймер, который хоть раз в жизни играл в Resident Evil 4, будет скептически вглядываться в игру и ловить себя на мысли, что его пытаются обмануть. Причём обмануть самым наглым и беспардонным образом. И это, я считаю, большая ошибка разработчиков. Выдать старое за новое под другим названием. Да и пугающей игру назвать у меня язык не повернётся. Отвратительная – да. Но бояться в ней точно нечего.

Плюсы

  • Перед нами неплохой шутер от третьего лица.
  • Хорошо проработанные монстры.
  • Крутые поединки с боссами.
  • Замечательный саундтрек.

Минусы

  • Качество графики и текстур вызывает много вопросов.
  • Техническое исполнение игры оставляет желать лучшего.
  • Игра совершенно не пугает, вопреки обещаниям её создателей.
  • Слишком простые головоломки.
  • Попытка выдать старое за новое.

Главной моей ошибкой при написании обзора этой игры является тот факт, что я уселся за её прохождение сразу после великолепного Alien: Isolation, в тени которого The Evil Within смотрится довольно блекло. Тем не менее нужно понимать, что как шутер – игра всё же достойна вашего внимания. Пускай поклонники ужастиков и останутся не у дел, как это случилось со мной, но хоть кто-то получит от игры удовольствие. Я ставлю игре 7 баллов из 10, а изначально и вовсе хотел влепить шестёрку, но специально сел и ещё раз взвесил все «за» и «против», после чего накинул ей дополнительный балл, абстрагировавшись от того, что изначально это должен был быть ужастик. Играть в The Evil Within однозначно стоит хотя бы для того, чтобы сделать свой собственный вывод о качестве этого проекта. Очень надеюсь, что если появится вторая часть этой игры, разработчики учтут все недостатки предыдущей и исправят их.

Выражаю благодарность за предоставление игры для обзора компании «СофтКлаб». Игра была пройдена на консоли PlayStation 4.

Источник: hi-news.ru