Обзор игры Nioh

Японская мифология невероятно богата и многообразна со всеми своими тысячами духов, божеств и демонов. Но что будет, если разбавить её порцией реальной истории Страны восходящего Солнца, где в войне за территорию и влияние сходятся два могущественных клана периода Сэнгоку? Добавим сюда кучу мистики, яркого главного героя, отличную визуальную составляющую и невероятно глубокую боевую систему, продуманную до мелочей. В итоге у нас получится игра Nioh, разработанная эксклюзивно для консоли Sony PlayStation 4, ознакомиться с которой я бы рекомендовал в первую очередь поклонникам легендарной серии Dark Souls. Но обо всём по порядку.

У создания игры Nioh достаточно длинная история, полная взлётов и падений. Начать стоит с того, что разработка её началась аж в 2004 году, а в основу сюжета игры был положен незаконченный сценарий Акиры Куросавы на фильм «Демон» (Oni), снять который уже после смерти великого режиссёра должен был его сын Хисао. Но фильм так и не вышел, а игра по ряду причин оказалась в так называемом «производственном аду». Восемь лет разработчики трудились над проектом, но в итоге продюсерами было решено переименовать игру из Oni в Nioh, многое в ней переработать с нуля и выпустить уже наконец. На доведение проекта до ума ушло ещё четыре года.

Пару слов следует сказать о разработчике Nioh. Речь идёт о студии Team Ninja, которая в своё время прославилась такими сериями, как Dead of Alive и Ninja Gaiden. Есть в послужном списке студии и весьма неожиданные проекты вроде игры Metroid: Other M, разработанной по заказу Nintendo, а также Dissidia Final Fantasy, превращающей легендарную серию JRPG в зрелищный файтинг. В 2008 году из-за финансовых разногласий с издательством Tecmo пост главы студии оставил легендарный гейм-дизайнер Томонобу Итагаки. Многие сомневались, что Team Ninja удастся реабилитироваться и прийти в себя после такого потрясения, но, как говорится, незаменимых людей не бывает, поэтому процесс разработки продолжился по плану. И пускай на разработку Nioh было потрачено безумное количество времени, нервов и средств, но в итоге у разработчиков получилось создать нечто поистине удивительное.

Отважный английский мореплаватель Уильям Адамс был хорошо знаком мне ещё по сериалу «Сёгун» (1980), который я смотрел в далёком детстве. Каково же было моё удивление, когда я узнал, что как раз он и является главным героем Nioh, правда здесь он почему-то до боли напоминает Геральта из польской серии видеоигр «Ведьмак». Действие игры, как и в телепостановке, разворачивается в 1600 году. Сюжет закручен вокруг противостояния Адамса с британским оккультистом Эдвардом Келли (персонаж этот также существовал в реальности). Вслед друг за другом они отправляются в морское путешествие в попытке найти магические камни «амрита» (название позаимствовано из индуистской мифологии), способные дать преимущество Британской короне в войне против Испании. В результате корабль Адамса терпит крушение у берегов феодальной Японии, и вот тут-то начинается всё самое интересное.

Nioh, несмотря на то что черпает вдохновение в реальности и позволяет нам вспомнить огромное количество знаменитых исторических фигур начала XVII века, захватывает воображение игроков прежде всего благодаря умелому вкраплению в сюжет элементов японской мифологии. Злобных демонов, заполонивших Страну восходящего Солнца, в игре называют не иначе как «ёкаи». Я уже рассказывал вам об этом термине в обзоре на игру Yo-kai Watch, только там речь шла о безобидных призраках-хулиганах, а не о мрачных чудовищах, уничтожающих всё вокруг себя. Вот и получается, что два могущественных клана Токугава и Исида сражаются не только между собой, но ещё и с полчищами нежити, оставляющей после себя выжженную землю и пустые деревни.

Уильям Адамс знакомится с представителями одного из кланов и вызывается помочь им в нелёгкое для Японии время. Он чувствует, что Эдвард Келли где-то поблизости плетёт свои коварные сети. Вполне возможно, что это именно он приложил свою руку к тем ужасам, что обрушились на головы местных жителей. В борьбе против нечисти Уильяму помогают не только люди, но и доброжелательные мифические создания. То и дело вы будете натыкаться на небольшие святилища, в которых обитают крошечные лесные духи Кодама. В этом уголке спокойствия и гармонии вы сможете восстановить свои жизненные силы, повысить уровень персонажа, сделать подношения духам или же наоборот получить дары из бонусных DLC к игре, получить благословение и повысить некоторые свои характеристики, а также многое, многое другое. Если во время прохождения игры вы вдруг наткнётесь на заблудившегося Кодаму – укажите ему путь к ближайшему святилищу, и в знак благодарности духи обязательно вознаградят вас за доброту.

Главный герой, как и многие другие персонажи игры, неразрывно связан с духами-хранителями. Эта сверхъестественная сущность, как правило, олицетворяющая собой некое животное, оберегает своего хозяина и помогает ему в бою. В самом начале игры вы сможете выбрать себе одного из трёх элементальных духов: огненного пса Като (повышает силу атаки), водяную акулу Исонадэ (позволяет лучше чувствовать приближение врагов) или же воздушную птицу Дайба-васи (улучшает уклонение от вражеских атак). Позднее, по мере прохождения Nioh, вам станут доступны новые духи-хранители, переключаться между которыми вы сможете в святилищах. В том случае, если ваш персонаж погибает в бою, дух воскрешает вас у ближайшего алтаря, при этом сам он остаётся сторожить ваше убиенное тело, а также весь накопленный вами опыт, остающийся лежать на поле брани. Как и в серии Dark Souls, вы должны добраться до места своей гибели и вернуть утраченный опыт. В случае же, если по дороге к месту прежней гибели вас убивают вновь – опыт теряется навсегда и дух возвращается к вам автоматически. Также духи-хранители способны вселяться в ваше оружие, на время делая его «живым» и наделяя элементальной энергией. Сделать это можно лишь в том случае, если полностью заполнена специальная круглая шкала в верхнем левом углу экрана.

Во время игры периодически вы будете натыкаться на могилы убитых воинов. Это могут быть как NPC, так и реальные игроки, погибшие конкретно в этом месте. Лично мне очень понравилось, что можно слышать последние мысли убитых воителей, позволяющие прочувствовать атмосферу игры ещё лучше. В любой момент вы можете призвать духов павших воинов и сразиться с ними за ценный лут и дополнительный опыт, только имейте в виду, что, если уровень противника будет значительно выше вашего, бой будет крайне напряжённым и закончиться может не в вашу пользу. Поэтому иногда лучше не рисковать, а просто пройти мимо могилы. Иначе вы увидите на экране печальную надпись «покинул сей бренный мир» и начнёте игру с ближайшего святилища лишившись накопленного опыта. К слову говоря, опытом в данной игре выступают те самые камни Амрита, являющиеся эквивалентом душ из Dark Souls. Я буду очень часто сравнивать эти игры, ведь разработчики Nioh даже не скрывали того, что вдохновлялись произведениями Хидэтаки Миядзаки из From Software. Впрочем, создатель Dark Souls был ничуть не против такого заимствования. Мне кажется, что ему даже льстит подобное отношение к его творчеству.

Управление в Nioh достаточно простое. Зафиксировавшись на враге нажатием на стик R3, вы можете наносить ему слабые или сильные атаки своим оружием (кнопки «квадрат» и «треугольник» соответственно). При этом не забывайте активно пользоваться блоком L1, а также манёвром уклонения – кнопка «Х». Кнопка «круг» позволяет убрать оружие. Триггером R1 вы можете в любой момент поменять боевую стойку, и вот здесь начинаются отличия боевой системы от того, к чему мы все привыкли в Dark Souls. У главного героя есть три стойки: верхняя, усиливающая силу его атаки, средняя, позволяющая максимально эффективно защищаться от урона, а также нижняя – делающая Уильяма Адамса максимально подвижным и изворотливым. Научившись комбинировать три стойки в бою, вы с лёгкостью сможете одержать победу над любым противником. И не верьте тем, кто говорит, что Nioh гораздо сложнее, чем игры Хидэтаки Миядзаки. Это не так. Просто перед нами несколько другая механика, к которой всего-то необходимо привыкнуть.

Важным элементом боевой системы является так называемая «энергия Ки», представляющая собой аналог стамины. С каждым нанесённым вами ударом шкала Ки сокращается, но, если вовремя нажать триггер R1 в момент появления вокруг персонажа синей вспышки, шкала практически мгновенно заполнится, позволяя вам по сути рубить противников без перерывов на восстановление сил. Нечто подобное мы видели в серии Gears of War, где можно ускорить процесс перезарядки оружия, вовремя нажав соответствующую кнопку. Называется эта техника «пульсация Ки» и её вам придётся освоить в первую очередь. Без Ки в игре выжить будет ох как нелегко. Особенно учитывая, что многие ёкаи генерируют вокруг себя магическое поле, внутри которого ваша выносливость тает буквально на глазах, а сила противников заметно увеличивается. Пульсация способна не только регенерировать вашу стамину, но ещё и рассеивать эту самую тёмную энергию, позволяя вам сражаться максимально эффективно. Ки есть не только у вас, но и у противников. Шкала их стамины отображается прямо над ними, поэтому вы всегда будете видеть, насколько выдохся враг, чтобы вовремя атаковать его и вывести из строя.

У главного героя есть восемь ячеек быстрого доступа, куда можно воткнуть особенно полезные в бою предметы, вроде фляжек с лекарством. Использовать эти предметы вы сможете стрелками D-Pad. Всегда помните, что убитые противники в Nioh респавнятся после того, как вы посетили святилище и восстановили жизненные силы. Чтобы этого не происходило, лечитесь при помощи предметов или же отдыхайте в горячих источниках – это не повлечёт за собой столь неприятных последствий, к тому же ненадолго активирует в вас процесс регенерации здоровья даже на поле боя. Наряду с амритой, за которую вы получаете новые уровни, вам также придётся собирать деньги. Монеты вы будете получать не только за убийство врагов, но ещё и разбивая многочисленные кувшины, вазы, ящики и прочие разрушаемые объекты. В начале игры деньги кажутся бесполезными, но по мере прохождения вы поймёте, насколько важную роль они играют в экосистеме Nioh.

С каждым новым уровнем главный герой улучшает свои основные характеристики. «Сложение» напрямую связано с количеством очков здоровья и сопротивляемостью к ядам и параличу. Увеличение «Силы духа» наращивает запасы энергии Ки. «Стойкость» позволит вам переносить в инвентаре большее количество предметов, а «Сила» — является ключом к использованию тяжёлого вооружения и брони. «Навык» необходимо прокачивать, чтобы улучшить владение более сложными и технически продвинутыми видами оружия. «Ловкость» позволит вам освоить мастерство Ниндзюцу, а «Магия» — постичь тайны древних заклинаний Оммёдо. И, наконец, «Дух», который улучшает характеристики вашего духа-хранителя.

Помимо очков, распределяемых между основными характеристиками, главный герой с каждым новым уровнем получает также очки навыков трёх разных категорий. Очки навыков воина (или самурая) позволят вам увеличить запасы внутренней энергии Ки, научиться оглушать противника, увеличить урон при атаке врага со спины, изучить новые атаки и комбо-цепочки ударов из различных стоек, а также многое, многое другое. Вы можете улучшить владение любым видом оружия, которому отдаёте своё предпочтение, будь то катана, двойные катаны, копьё, топор или кусаригама (небольшой серп с ударным грузом на цепи). Одновременно главный герой может экипировать на себя до четырёх видов оружия: два для ближнего боя, и два – для боя дальнего (как правило это луки и мушкеты, требующие наличия у вас соответствующих боеприпасов). У каждого оружия есть свой собственный уровень прокачки, уровень привычности (если постоянно драться этим оружием – уровень мастерства владения им растёт), а также ряд бонусов к характеристикам персонажа. Важным я считаю упомянуть, что оружие в игре не разрушается по мере использования, так что можете не волноваться, что ваш меч вдруг затупится или вовсе сломается в разгар сражения.

Очки навыков ниндзя позволят вам в совершенстве освоить мастерство легендарных невидимых убийц. Здесь студия Team Ninja оторвалась по полной, ведь не даром столько лет она выпускала игры про ниндзя Рю Хаябуса серии Ninja Gaiden. Игроку предложат научиться швырять во врагов сюрикэны и кинжалы кунай. Вы также сможете отравлять своё оружие, покрывая его сильнодействующими ядами и создавать всевозможные бомбы. Расшвыряйте вокруг себя металлические колючки макибиси (так называемый «чеснок»), чтобы противники, наступая на них, теряли очки здоровья, или же создайте дымовую завесу, чтобы привести врага в замешательство. Техники ниндзя позволят вам передвигаться максимально бесшумно, мягко приземляться на землю при падении с высоты, и даже становиться полупрозрачным, чтобы враги не замечали вашего присутствия. Но самое эффектное на мой взгляд умение – это навык, позволяющий резким движением двух ладоней схватить вражескую катану и выбить оружие из рук противника. Выглядит это просто невероятно эффектно!

Очки навыков магии Оммёдо открывают перед вами совершенно новые возможности. Вы научитесь создавать всевозможные талисманы, понижающие защиту врагов и их силу атаки. Сможете зачаровывать элементальной магией своё оружие, тем самым делая его максимально эффективным против некоторых противников, невосприимчивых к обычным атакам. Всего в игре представлены пять стихий: вода, земля, огонь, ветер и молния. Каждый элемент влияет на врага по-своему, например, молния замедляет его, огонь медленно отнимает жизненные силы, а вода – снижает защиту. Магия Оммёдо также позволит вам повысить свою сопротивляемость к миру ёкай, тому самому тёмному полю, которое генерируют вокруг себя демоны. Вы научитесь регенерировать здоровье не только для главного героя, но и для его союзников, сможете получать за убийство врагов большее количество амриты, а также выбивать из них редкие предметы, ну и заодно повысите собственную устойчивость к магическим атакам.

Правильно подобранная экипировка в игре является ключом к победе. Не даром кто-то из разработчиков обмолвился, что серия Diablo сильно повлияла на их подход к реализации экипировки в Nioh. Всевозможного оружия и брони в игре просто огромное количество. Вы получаете новые предметы одежды практически после каждой победы над противником и постепенно ваш инвентарь превращается в огромную свалку. Не отчаивайтесь! Лишнее барахло можно толкнуть в ближайшем святилище, получив за него деньги. А деньги, в свою очередь, можно потратить на благословения и улучшения оружия. Все предметы в игре делятся по цветовым категориям в зависимости от их ценности. Самые простые вещи имеют белое название, вещи получше – жёлтое, следом идут синие, а самыми лучшими (во время первого прохождения игры) являются фиолетовые предметы. После того, как вы пройдёте игру в первый раз и начнёте New Game + (привет, Bloodborne!) вам станут доступны предметы самой редкой зелёной категории. Вы также сможете коллекционировать сеты брони, тем самым автоматически улучшая характеристики каждого отдельного предмета в наборе, если они надеты на вас одновременно. В каждый сет обязательно входят: головной убор «мэнгу», броня «до», наручи «котэ», брюки «хидзаёрои», а также обувь «сунэатэ». Ещё в вашем инвентаре имеются два слота под магические амулеты.

Игровые локации, будь то мрачное сырое подземелье или же заброшенная рыбацкая деревушка, представляют собой торжество level-дизайна. Они максимально разнообразны, многоуровневы, полны тайников и коротких путей, которые вам придётся разблокировать по мере прохождения. Часто я ловил себя, что мне хочется исследовать каждый уголок этого фантастического мира. Прохождение игры состоит из сюжетных, а также из ряда второстепенных миссий, выбирать которые вы сможете, попав на карту мира. Уже пройденные вами локации открывают возможность их повторного прохождения с новыми противниками, боссами и наградами. Встречаются и весьма необычные задания, например, дуэли с могучими самураями того времени, победа над которыми позволит вам заполучить редкое оружие и экипировку. Сайд-квесты также могут вознаградить вас совершенно новыми духами-хранителями. А ещё на карте мира вам доступен кузнец, в роли которого выступает правнучка легендарного мечника Сэндзи Мурамасы – Томэ. У неё вы сможете не только улучшить уже существующее оружие, но и выковать совершенно новое из найденных в ходе игры материалов. Здесь же находятся додзё, где вы можете оттачивать своё боевое мастерство, а также врата Тории, открывающие доступ к кооперативным онлайн-режимам (PvP-режимы обещают завезти чуть позднее).

Сражаясь с NPC и призраками погибших игроков, вы повышаете свою репутацию и престиж. А за выполнение всевозможных испытаний – получаете новые титулы. Например, атаковав противников 50 раз со спины, вы получите титул «Тихоня», и таких вот «челленджей» в игре полным-полно. За них вы получите дополнительные бонусы в бою, например, увеличение выбиваемой из врагов амриты или же повышение количества получаемых денег. В некоторых локациях вам предстоит столкнуться с опасными ловушками. Стая летучих мышей запросто может столкнуть вас с опасного уступа в пропасть, а горящие дротики пригвоздят вас к стене, как только вы зазеваетесь. В Nioh нельзя расслабляться ни на секунду, как и в играх серии Dark Souls. Любой сундук с сокровищами может оказаться опасным монстром-мимиком, а дверь, ведущая в следующее помещение, внезапно открывает глаза и нападает на вас. И ведь всё это разработчики почерпнули из богатейшего японского фольклора. Моим личным фаворитом в Nioh является карманный кот для определения времени. Это может показаться вам полным бредом, но в далёком прошлом ниндзя узнавали время, просто посмотрев на мордочку своего карманного кота. Кошачьи зрачки сужаются по-разному в разное время суток, благодаря чему ниндзя понимал, сколько сейчас времени.

Игра Nioh в самом начале предлагает игроку выбрать один из трёх режимов производительности. Вы можете активировать «экшен-режим» и наслаждаться стабильными 60 кадрами в секунду, правда играть придётся с несколько меньшим разрешением картинки, можете активировать «режим фильма», и тогда фреймрейт будет зафиксирован на отметке 30 fps, однако картинка будет выводиться в максимальном разрешении, а можете выбрать нечто среднее между обоими режимами и выбрать «режим фильма с переменной частотой кадров и разрешением», тогда игра будет оптимизировать параметры на лету, выдавая максимально доступное на вашей консоли качество. Обладателям PlayStation 4 Pro будет проще всего, так как их консоль способна обрабатывать графику гораздо более высокого качества. Но и на обычной PS4 Nioh выглядит очень хорошо. Так что обиженным не останется никто. Вообще, визуальная составляющая очень близка к Dark Souls, картинка на экране очень тёмная и мрачная, но вот художники Team Ninja постарались на славу и придали миру игры невероятно красивый облик. Местами вам могут встречаться расплывчатые текстуры или угловатые объекты, но всего этого не замечаешь на фоне общей красоты и высочайшей детализации игры.

Откровенно слабым в игре мне показался разве что сюжет. При всём богатстве «лора» игры можно было бы придумать куда более яркую историю, но, по всей видимости, разработчики были сосредоточены исключительно на игровом процессе. Очень быстро начинаешь путаться в многочисленных японских именах персонажей и названиях, а противостояние между главным героем и его заклятым врагом выглядит крайне невзрачным. Персонажи перед нами раскрываются неохотно, отчего ты сильнее привязываешься к отдельным духам, нежели к людям. Тот же самый кот-часы вызывает больше симпатии, чем ключевые персонажи истории. Некоторые боссы могут показаться вам не совсем честными, уж слишком их атаки «читерские», но это вряд ли можно отнести к минусам. Ведь мы с вами любим сложные игры, в которых приходится много думать и быть настоящим боевым стратегом, не правда ли?

Плюсы:

  • Огромный мир, сотканный из фрагментов японской истории, мифологии и фольклора.
  • Впечатляющий бестиарий, включающий в себя целый пантеон всевозможных существ.
  • Художники проделали великолепную работу и создали игру с неповторимым стилем.
  • Игровые локации радуют своим разнообразием, обилием тайников и обходных путей.
  • Огромное количество различных видов оружия и экипировки с возможностью крафта.
  • Крутая система прокачки персонажа, разбираться в которой можно днями напролёт.
  • Боевая система Nioh крайне изящна и эффективна, но освоить её получается не сразу.
  • Просто нереальное количество внутриигрового контента, от которого голова идёт кругом.
  • Наличие нескольких многопользовательских режимов с добавлением новых в будущем.
  • Сражения с боссами оставят в вашей памяти много ярких и незабываемых моментов.
  • Большая продолжительность игры может занять вас на недели, а то и на месяцы.
  • Говорящий карманный кот, по которому можно узнавать текущее время.
  • Полный и очень грамотный текстовый перевод игры на русский язык.

Минусы:

  • Откровенно слабый сюжет, в котором, помимо всего прочего, легко запутаться.
  • Не самый удачный инвентарь, который быстро превращается в помойку.

Nioh впитала в себя черты таких игр, как Diablo, Onimusha, Ninja Gaiden, Dark Souls и Bloodborne, но на выходе мы получили не бездумный микс перечисленных выше хитов, а вполне самобытный проект, насквозь пропитанный японской историей и восточным фольклором. Реальные исторические фигуры привносят в игру толику реализма, но по-настоящему уникальной её делают невероятно тщательная проработка боевой системы, великолепный level-дизайн, а также огромный сказочный мир, полный жутких демонов, впечатляющих боссов и дружелюбных духов. Ничего подобного я никогда не видел в других играх, посему хочется снять шляпу перед разработчиками из Team Ninja за проделанную ими титаническую работу. Несмотря на то, что разработка игры затянулась на долгие 13 лет, в итоге мы получили ещё один великолепный эксклюзив в библиотеку консоли PlayStation 4, который обязательно должны приобрести все без исключения поклонники японской культуры, а также сложных видеоигр, бросающих игроку вызов. Ставлю Nioh заслуженные 9 баллов из 10.

Источник: hi-news.ru