Alchemia: обзор

Якуб Дворски неподражаем. Его стиль, видение того, какими должны быть по-настоящему интересные и уникальные в своей сущности игры, сложно не узнать со стороны. Он — создатель дилогии Samorost и «железной» Machinarium. Более красноречивой и емкой записи на визитке титулованного поляка придумать сложно. Популярный продукт на неважно каком рынке практически всегда провоцирует неудачливых производителей-самоучек заниматься выпуском подделок. Их качество, разумеется, может варьироваться от «сломается в первый же день» и до «если не обращать внимание на отдельные мелочи, то пользоваться можно». И вот «Alchemia. Тайна затерянного города» больше подходит ко второму описанию.

Если не считать летающих, кхм, Летиклюев, то тут настоящая идиллия.

Дежавю

К сожалению, «Тайну затерянного города» нельзя назвать самостоятельным от начала и до конца проектом. Не получается и облагородить ее вердиктом «результат заимствования чужих идей». Это бессовестная калька, плагиат и попытка сыграть на популярности оригинального бренда. В качестве последнего выступает квест от Amanita Design — Samorost 2. Подделки в мире компьютерных игр, как видите, тоже случаются.

Разработчики из Springtail Studios поступили словно маленькие дети, которые еще учатся рисовать и только и умеют что прикладывать к окошку чистый листик поверх оригинального рисунка, перерисовывая на свету его оригинальные контуры. Здесь все практически такое же, как и в Samorost. Самое очевидное заимствование — визуальный стиль. Неподготовленному любителю творчества Дворски может сразу показаться, что он имеет дело с неофициальным продолжением второго «Самороста», создание которого поручили сторонней студии.

Есть некие общие элементы в художественном оформлении, которые делают Alchemia необычайно похожей на ранние работы Amanita Design: схожая палитра, чуть ли не одинаковые текстуры, знакомая анимация движений главного героя. Да и сам Нослик (так зовется в локализованной версии наш длинноносый персонаж в красных сапожках) напоминает чудика в пижамке из «Самороста». Не хватает только одного — безумства идей, которые воплощали в жизнь поляки. Особенно по отношению к моделированию загадок.

Очень практичные часики. Еще бы разобраться, каким образом они время показывают.

В Springtail Studios будто бы стесняются дать волю собственной фантазии, и любой пазл мало того, что легко обуславливается логически, так еще и решается довольно просто из-за встроенной системы «гиперподсказок». Такие указания о дальнейших действиях выдаются в количестве одной штуки на «задник», который необходимо так или иначе пройти. Если нервы у игрока начинают сдавать, а времени на изучение экрана до последней крапинки нет совсем, то монументальный мануал по уровню раскроет вам все его тайны и превратит прохождение в малоинтересное «спидранерство».

Локализованная для отечественного рынка версия Alchemia может порадовать нас не только отдельно выложенным саундтреком, но и набором из целых пяти эксклюзивных уровней с написанной для них уникальной историей. Там Нослику предстоит разобраться с пожаром, решая по пути новые головоломки, которые лично нам понравились намного больше, чем те, которые были в оригинальной игре.Загадки в Alchemia воспринимаются для штатного любителя квестов более чем обыденно — никаких головоломок даже уровня The Whispered World нету и в помине. В большинстве случаев все выходит односложно: то мы возимся с трактором по элементарному правилу «нажал на сцепление, включил передачу», то отогреваем паром замерзшего алкоголика, или кормим местных бобиков и барбосов самыми обычными сосисками, или просто катаемся на лифте. Интересных и зубодробительных задач для нас поставили в буквальном смысле парочку штук. Одна припасена в первой половине игры (хотя разделять Alchemia на условные части бессмысленно — слишком уж она короткой получилась). Разбираться в механизме чудесно исполненных часов с секретом действительно интересно, но много времени это все равно не займет. Простому методу перебора (если с несложной логикой дела обстоят совсем худо) поддается практически все.

А тем временем душа Летиклюя за нами наблюдает…

Ну и финальный пазл тоже заставит хоть немного, но потрудиться — налаживание особого производственного процесса, от успешности работы которого зависит все, становится чуть ли не индустриальным стандартом для жанра квест.

История Alchemia тоже не стесняется цитировать сюжет Samorost 2. Главный герой — некий маленький человечек, шмакодявка с огромным носом, в синей толстовке и нелепых сапогах. Жарил себе этот безобидный шалопайчик мясо на огне при свете луны, овец пас и беды не знал. Да только пролетала мимо стая вертолетов, которые будто бы делал Ганс Форальберг из Syberia. И вот один из них решил отличиться и заглянуть к Нослику (да, это главный герой) на барбекю. В компании принято делиться, но Летиклюй (собственно, это сам механический вертолетик) решил присвоить себе все без остатка, за что вполне справедливо получил топором по лбу от нашего шалопая.

Ранение, видать, оказалось критическим, и Летиклюй со звуком подбитого истребителя картинно ушел в пике и грохнулся на соседней опушке. Обида Нослика куда-то испарилась, и он решил во что бы то ни стало помочь железной пташке с пропеллером починиться. На поиски нового корпуса для голодного вертолета нам и предстоит отправиться.

Обычные такие созвездия. Аж непривычно.

Моменты радости

Мы уже убедились, что загадки в Alchemia вышли не такими сюрреалистическими и гениальными, как это случалось сплошь и рядом в идейном первоисточнике. Но, к счастью, ценность данной игры не концентрируется в нажиманиях на педальки, жонглировании пультами управления и тыканиях по всевозможным кнопочкам. Работу художников хоть и невозможно назвать уникальной (за плагиат по головке не гладят), но погрузить нас в теплую и очень приятную атмосферу декаданса и сюрреализма она в состоянии.

Скриншоты в данном случае передать всего очарования (да, именного его) не могут вообще. В динамике «Тайна затерянного города» как минимум завораживает. Анимированные декорации усыпляют своей, кхм, анимацией, но рассказ о любовании трогательными элементами внешнего декора будет считаться не совсем полноценным, если мы забудем упомянуть о саундтреке. Это еще одна порция концентрированного счастья для брюзгливых эстетов — отечественный издатель очень правильно поступил, выложив композиции из Alchemia на отдельном диске: меломаны, исповедующие степенное умиротворение и неторопливые ужины при свечах с хорошим вином в бокале и потрескиванием проигрывателя «винила», точно останутся довольны.

А глаза вон у той подвешенной головы справа следят за нами, да-да!

Больше всего удовольствия от знакомства с проектом получат те счастливчики (ли?), которые в свое время по каким-либо причинам не смогли познакомиться с дилогией Samorost — для них «Тайна» покажется великолепной уже с позиции идеально выписанного визуального стиля и выбора звукового сопровождения. Загадки в подобных квестах справедливо отходят на второй план. Мы бы и сами продолжали слепо тешить себя той мыслью, что у Springtail Studios получилось создать действительно стоящую вещь — по большому счету так оно и есть. Только вот о поголовных творческих заимствованиях забывать тоже не следует.

Alchemia очень легко полюбить, восхищаться ею и провозглашать гениальным квестом от, простите, талантливых разработчиков. Только такую игру, с минимальными изменениями, но идентичной механикой и узнаваемым визуальным стилем, Якуб Дворски уже придумал несколько лет назад. Если вам не претит знакомство с высококачественной, но все же подделкой «Самороста», то пара часиков полного погружения в сладко-терпкую атмосферу сюрреализма и декаданса вам точно гарантированы.

Плюсы: очень приятный гитарный саундтрек; непопулярный сегодня, но от этого только выигрывающий визуальный стиль; пазлы понятны.
Минусы: вторичность; игре не хватает безумства идей уровня Samorost 2.

о системе оценок игрНапиши свой обзор

Источник: stopgame.ru